Обвал российского рынка облигаций. Цены продолжают падать, а доходность десятилетних бумаг сегодня подскочила до 10%, превысив значения на пике кризиса в 2008 году.

По мнению аналитиков, рынок отыгрывает решение правительства продлить на следующий год заморозку пенсионных накоплений. Источник «РИА Новости» в Минфине сообщил, что объем поступлений в НПФ в 2015 году оценивается в 900 миллиардов рублей, из них 700 миллиардов могли быть инвестированы в корпоративные бумаги. А источник РБК в Центробанке РФ предупреждает, что «ограничение инвестиционного потенциала пенсионной системы на фоне сжатия кредитования со стороны внешнего рынка ведет к резкому росту процентных ставок на рынке облигаций, что скажется на экономической активности, и потерям бюджета при привлечении заимствований на открытом рынке».

Александр Головцовначальник управления аналитических исследований УК Уралсиб«Рынок облигаций уже без того постепенно умирает, особенно его корпоративный сегмент, благодаря и прошлогоднему решению о заморозке накоплений на этот год, и известным геополитическим событиям. Возможности привлечь деньги на этом рынки минимальны даже для самых качественных заемщиков. И усугубление из-за новой заморозки, я думаю, может уменьшить объем финансирования для российских компаний примерно на 1,5-2% ВВП, и примерно в таком масштабе негативно повлиять на динамику экономики. То есть углубить рецессию на 1-2%».

О решении продлить заморозку накопительной части пенсий на следующий год накануне сообщил глава Минтруда Максим Топилин. По его словам, при обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР правительство приняло решение направить в 2015 году средства страховых взносов на финансирование распределительной составляющей пенсий. Топилин отмечает, что «данный маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера».

Система негосударственных пенсионных фондов не обеспечивает рост пенсионных накоплений, пояснила позже вице-премьер Ольга Голодец.

Одной из самых обсуждаемых в соцсетях новостей, связанных с решением с правительства о пенсиях, стал пост замглавы МЭР Сергея Белякова. Заместитель министра заявил, что ему стыдно за принятое решение, и попросил у всех прощения.

Простая математика. С чем связано решение правительства по пенсиям, и чего стоит ожидать дальше

В интервью Business FM президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент РСПП Игорь Юргенс рассказал, что могло вынудить правительство на заморозку накопительной части пенсий, сколько еще это может продлиться и чего, в целом, стоит ожидать от будущего российской экономики.

Это конец накопительной системы?
Игорь Юргенс: Очень похоже на то, потому что если, в силу санкционного режима и других трудностей российской экономики, еще на годок это дело продлить, вряд ли кто поверит в то, что трехлетние обрезания будут компенсированы государством. Это большой удар по НПФ и по длинным деньгам, по доверию к строительству длинных денег и вообще финансовых рынков.
А что подкосило ситуацию?
Игорь Юргенс: Дефицит самого Пенсионного фонда, обязательства, которые есть у нас по новым юрисдикциям (Крым, Севастополь) и общие трудности с бюджетом. Новых источников доходов нет, дыры в бюджете большие, сокращение военных бюджетов нереально. Это никто не поймет в настоящий момент. Остается здравоохранение, культура, образование и вот этот «лакомый кусок». Вот вам простая математика балансирования бюджета.
Сейчас звучат такие оценки, что правительство, по сути, изымает 900 миллиардов рублей пенсионных накоплений из экономики. Согласны с такой оценкой?
Игорь Юргенс: А как еще это можно характеризовать? Это изъятие накопительного элемента, который по прошлому году составлял номинально 300 миллиардов, с недоинвестированием и упущенной выгодой, я думаю, около 500. Да, это изымается из пенсионной системы, причем отнимается у самых активных граждан, которые готовы были это взять и ответственно положить в негосударственный пенсионный фонд и следить за тем, как прирастают их будущие пенсии. Сейчас у этой когорты, моложе 65 лет просто изъяли эти деньги. Практически мы переходим на солидарную систему, то есть советского стиля, у которой будут свои трудности в связи с демографическими разрывами.
Не могу не вспомнить про заявление замминистра экономического развития Сергея Белякова. Он извинился за решение правительства, написал «мне стыдно». Резко достаточно высказывался. В свете последних заявлений, в свете той отповеди, которую Тимакова Белякову дала, нет ли риска раскола внутри самой команды Дмитрия Медведева сейчас?
Игорь Юргенс: Раскол внутри команды Медведева — это такой эвфемизм. Раскол существует в правящей команде России между ястребами и голубями. Дальше нюансы. Беляков, Набиуллина, Шувалов, Шойгу, мы можем длить фамилии и список. Раскол существует, он может быть залечен только одним человеком. Давление на него оказывается. Давайте посмотрим, что произойдет на следующей неделе в Крыму.
Ваши оценки — экономический блок, насколько себя сейчас спокойно чувствует?

Игорь Юргенс: Дело в том, что большие профессионалы, безусловно, лояльны, они ни в коем случае не доводят этот раскол, о котором мы с вами говорили, до публичного скандала. Они готовы заниматься бюджетом и поддержанием стабильности финансовой системы страны в тех параметрах, которые задает президент. В этом смысле я не думаю, что кто-то из них должен чувствовать себя не уютно.

А Беляков уйдет?

Игорь Юргенс: Мне это трудно сказать, но уже один из заместителей министров ушел, говоря приблизительно то же самое, только в более мягкой форме. Поэтомуэто личная судьба каждого человека и чиновника.