Шельф с импортозамещением. «Нефтяные» санкции заставят искать новые пути
ЕС вслед за США запретил поставки технологий и оборудования для работы на шельфе и добычи сланцевой нефти. Можно ли обойтись только собственными разработками? И как Москва будет строить отношения с иностранными партнерами в Арктике?
Читать на полной версииРоссии пока не хватает своих разработок для работы на шельфе. Зато есть партнеры по Арктике — американская ExxonMobil, итальянская Eni, норвежская Statoil. Кстати, Норвегия пока не присоединилась к санкциям, но пообещала это сделать.
С одной стороны, иностранцам присутствие на российском шельфе выгодно: запасы сырья огромные. С другой, мировые гиганты будут соблюдать требования ЕС и США. Тем более, что участки шельфа есть не только у нас. Но и у России есть возможность научиться заменять импортные технологии, говорит начальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал»«В России есть очень много собственных разработок, просто часто это находится на уровне НИОКР. Фактически это чертежи, опытные образцы. Чтобы реализовывать, нужно много времени, это большие риски для компаний, хотя по времени нам, в общем, фора дана очень существенная, связанная с тем, что это реально острая проблема, условно говоря, при тех ограничениях, которые введены, станет не сегодня и не завтра и даже не через один-два года. Поэтому время на собственную разработку есть».
Пару лет назад, заключив соглашения с Москвой, иностранцы получили серьезные налоговые льготы. Правда, партнеры не смогут самостоятельно продавать добытую в Арктике нефть, при том что они финансируют разведку месторождений, а доля в СП с «Роснефтью» у них только 33%. Частные российские нефтяные компании в свое время на такие условия были не согласны. Зарубежные на них согласились.
А когда в мае Америка только объявила о санкциях, ExxonMobil заявила, что не поддерживает их. Голос бизнеса к сведению не приняли. Происходящее отчасти напоминает времена холодной войны, с той разницей, что сейчас произвести высокотехнологическое оборудование без помощи других стран все-таки невозможно, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Если, скажем, 50-100 лет назад страна могла объявить, что она технологически независима и что она свой суверенитет проявляет не только в политическом отношении, но также в экономическом отношении, то сейчас невозможно без международного сотрудничества, без глобализации в усилиях высокотехнологичных жить нельзя. Можно превратиться во что-то вроде Северной Кореи. По политическим причинам нас лишают возможности участвовать в международном технологическом сотрудничестве».
Впрочем, Советский Союз, несмотря на изоляцию, достижениями иностранной науки пользовался. И не только с помощью пресловутого промышленного шпионажа. Технологии тайно закупались через офшоры с хорошей премией производителю. Мир изменился, но этот способ и сейчас подойдет. Есть возможность сотрудничать с Китаем, хотя, по словам экспертов, технологии Поднебесной уступают европейским и американским аналогам. Но главное, под санкции не попали контракты, заключенные до 1 августа.
«Роснефть» 30 июля заключила сделку с норвежским производителем морских буровых установок. Так что пока в отношениях с иностранными партнерами ничего не изменится. Шельфовые проекты рассчитаны на десятки лет. По логике героя восточных анекдотов, к тому времени либо ишак умрет, либо падишах.