Европа вводит новые санкции против России. Меры, судя по официальному сообщению ЕС, оказались не слишком жесткими. По сообщению Bloomberg, они будут действовать 3 месяца.

ЕС ограничивает доступ к европейскому рынку капитала, но только для российских банков с госучастием. Причем, речь идет лишь о запрете на продажу в Европе своих бумаг, как акций, так и евробондов. Сообщается о приостановке финансирования Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития. Коснется ли инициатива ЕС других европейских банков — пока не известно. Также вводится запрет на поставки технологий и оружия.

Евросоюз пока отказался сжигать мосты с Россией. Запрет на экспорт технологий для нефтяной промышленности мог бы быть болезненным. России нужно осваивать шельф. Но санкции действуют 3 месяца, для таких проектов — это ничтожный срок.

Эмбарго на поставки оружия касается только новых контрактов. Значит, французские «Мистрали», вокруг которых было столько шума, Россия, скорее всего, получит. Осталась только жесткая риторика ЕС и США: «Мы будем расширять санкции против России». Как говорил шекспировский Гамлет: «слова, слова, слова».

Владимир Рожанковскийдиректор аналитического департамента ИГ «Норд Капитал»«Это пока только покусывания, это пока некий факт несогласия с нашей политикой в чем-то. Раньше торговые войны велись, запрещали что-то поставлять, но невозможно же сейчас торговые эмбарго вводить, поскольку все поставляет Китай. Это все равно, что дать фору и преимущество Китаю».

Гораздо важнее меры против финансового сектора. Российские банки, и вообще бизнес, всегда охотно привлекали средства на иностранных рынках. Только в этом году, по данным ЦБ, отечественные банки и компании выплатят по внешним долгам почти 200 млрд долларов с учетом процентов.

ЕС, по данным СМИ, собирался закрыть финансирование российских кредитных организаций. Но пока известно, что кредиты перестанут выдавать только Европейский инвестиционный банк и ЕБРР. ЕС запрещает выпуск евробондов и акций в пользу европейских инвесторов. Но санкции, по имеющейся информации, касаются только банков с госучастием, в первую очередь Сбербанка и ВТБ. Хотя негатив все-таки имеет место.

Павел Медведевфинансовый омбудсмен«Сам факт объявления санкций является сигналом для потенциального инвестора, который, может до конца и не дочитать о том, в чем эти санкции состоят и испугаться. И на всякий случай не идти со своими ресурсами в ту страну, где, в каком-то смысле подозрительно. То ли она шубу украла, то ли у нее шубу украли. И уже статистически этот эффект — не вкладываться на всякий случай в Россию — уже виден. Рост инвестиций отрицательный».

Санкции не коснулись обычных вкладчиков. ЕС не собирается замораживать счета, так что клиентам Сбербанка и ВТБ бояться пока нечего.

Пока неизвестно, как поведут себя международные платежные системы. Клиенты банка «Россия» Юрия Ковальчука и «СМП-банка» братьев Ротенбергов — не скоро забудут весенние события, когда перестали работать карточки Visa и Mastercard. После этого был долгий и напряженный диалог с платежными системами. И когда под американские санкции в середине июля попали Газпромбанк и Внешэкономбанк — мировые платежные системы моментально заявили: они не будут отключать карты этих организаций.

Анатолий Аксаковапрезидент Ассоциации Региональных Банков «Россия»«Речь вообще не идет о платежных системах. Никаких решений, даже озвученных в СМИ, нет. Есть платежные системы, и они как работали со Сбербанком и ВТБ, так и будут продолжать работать. Там вообще никаких вопросов. Когда были приняты решения по Visa и Mastercard, ко мне сразу же практически пришли представители японской платежной системы JBC и китайской China UnionPay. Они готовы были заместить собой ниши. Потому, что свято место пусто не бывает».

И все-таки подробностей пока нет, документ опубликуют только в четверг. Возможно, санкции будут более жесткие. Тогда пострадают все. И Россия и ЕС. В Брюсселе подсчитали, что каждая из сторон потеряет по 100 млрд евро за 2 года.

Сколько придется на финансовый сектор — неизвестно. Не надо забывать, что европейские займы для российских кредитных организаций — это не благотворительность, а прибыльный бизнес. А отечественные банки могут потерять доступ к дешевым деньгам. Ставка ЕЦБ, от которой «пляшут» европейские банки — 15 сотых процента. Российский регулятор недавно поднял ключевую ставку до 8%. Цифры говорят сами за себя.