Евросоюз может внести еще четыре физических и три юридических лица в «черный список» для России и Украины. Об этом ИТАР-ТАСС заявил европейский дипломатический источник в Брюсселе, близкий к Совету ЕС. Ранее в западных СМИ появилась информация о том, что под европейские санкции могут попасть Сбербанк и ВТБ, однако в итоге выяснилось, что в издании The Wall Street Journal лишь предположили это.

По мнению экспертов, серьезные санкции против российских госкомпаний могут сильно ударить в первую очередь по европейской экономике и даже в большей степени, чем по России.

Григорий Бегларянбиржевой аналитик Business FM«Европа рискует пострадать, может быть, даже в большей степени, с учетом того, что банковский сектор имеет существенные позиции в России и с точки зрения работы своих «дочек», и с точки зрения объема выданных кредитов. Но если брать совокупный объем кредитной экспозиции на Россию стран и европейских банков, он составляет где-то 155 миллиардов долларов. Из этой суммы французские банки имеют наибольшую долю — почти 50 миллиардов долларов, итальянские банки имеют экспозицию где-то на 26 миллиардов долларов, немецкие и голландские банки от суммы в 150 миллиардов имеют по 10%. Соответственно, уязвимость европейской банковской системы в случае введения жестких санкций против России возрастает многократно, в том числе и с точки зрения давления на банковский сектор Германии. Один «Дойче банк» имеет теснейшие отношения с российской финансовой системой. И, с учетом проблем, которые у этого банка возникают в последние месяцы, с учетом так называемого разоблачения американских регуляторов по поводу каких-то неправильных отчетностей у «Дойче банка», понятно, что любой дополнительный негатив, любые дополнительные потери будут давить на ситуацию банковской системы Германии очень серьезно. «Райффайзен», австрийский, 12% имеет на Россию кредитные линии. Здесь, помимо всего прочего, надо иметь в виду и товарооборот. Немецкий экспорт в Россию составил, если брать прошлый год, 88 миллиардов долларов, голландский — 45 миллиардов долларов, итальянский — 32 миллиарда долларов, французский — почти 30 миллиардов долларов».

С этим мнением согласен и главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин, хотя, по его словам, российской экономике в случае серьезных санкций все-таки придется хуже.

Евгений Надоршинглавный экономист АФК «Система»«Ущерб от санкций будет и будет заметный. В первую очередь, если мы говорим об ограничении на капитальные операции для компаний с государственным участием, о крупнейших госбанках, то они размещали очень существенное количество долговых инструментов на рынках, которые покупали инвесторы из стран Евросоюза. Надо понимать, что инвесторы из стран Евросоюза являются основными инвесторами в акции этих же компаний. Что сейчас наблюдается в европейской банковской системе, да и не только банковской, это в силу высокого уровня долга европейских государств и иных эмитентов из частного сектора, скажем, многие инвесторы сталкиваются с чрезмерной концентрацией своего портфеля. Фактически, из поля зрения европейских инвесторов, европейских банков исчезнут несколько весьма привлекательных активов, которые позволяли им в существенной степени диверсифицировать риски, сконцентрированные на их портфели, поскольку европейский риск — это риск несырьевой. А вот российский риск — это риск сырьевой, поэтому государственные компании для европейских инвесторов были очень привлекательны. Государственные компании, российские компании, российские активы для европейских инвесторов привлекательны тем, что позволяют им брать несырьевой риск».

Между тем большинство россиян не беспокоят западные санкции, вводимые против России из-за событий на Украине. По этому поводу переживает только 36% респондентов, сообщает «Левада-Центр», отмечая при этом, что в начале марта, когда санкции еще только планировалось ввести, ими были обеспокоены около половины россиян. Большинство опрошенных, без малого 60%, по-прежнему считают, что санкции их не коснутся, что они, в первую очередь, затрагивают только политическую элиту, ответственную за принятие решений.

Россияне, проживающие в крупных городах, поддерживают позицию власти о нежелательности ответных санкций, считая, что необходимо сохранять и развивать сотрудничество с Западом (60%), несмотря на сложившийся кризис в отношениях. Только треть россиян заявили социологам, что выступают за прекращение взаимодействия с Западом. Расширение санкций против России может негативно повлиять на деятельность и финансовое положение BP, являющейся акционером «Роснефти», а также репутацию британской компании, говорится в отчетности BP.

Экономические потери России от санкций Евросоюза составят примерно 100 миллиардов евро за два года. ЕС может понести аналогичный ущерб. Об этом сообщило издание EUobserver со ссылкой на источник, знакомый с обсуждаемым в Брюсселе пакетом секторальных экономических санкций против России.