Голландия: груз 200. Уроки памяти
Станет ли нынешний ужас с гражданским «Боингом» последним рубежом, который не переходят, а от которого, ужаснувшись, отступают? В истории прошлого века СССР, России и Западу не раз удавалось отступить от последней черты
Читать на полной версииЕвропейский Союз отложил вчера, в четверг, новые санкции в связи с украинскими событиями. Наверное, из-за противоречий. Не могут решить, как все-таки быть. А может, еще и из уважения к Голландии, где происходила в этот день скорбная встреча останков погибших на малайзийском «Боинге».
В аэропорту Эйндховена военный караул. Трубач играет Last Post, традиционный мемориальный мотив. Тела несут военные. На каждый гроб — черный автокатафалк. Встречают король Виллем, премьер-министр, вдоль дороги из аэропорта тысячи граждан склонили головы.
Это по всему миру видели. И у нас сравнивали с отношением к погибшим. Где те российские бойцы, что убиты на востоке Украины?
Голландия! Забыли! Сколько всего в России забыто. Малозначащая малая страна Старого Света. В пропаганде предстает символом увядающей «гейропы». Забыли даже, что нынешний российский флаг Петр Первый «срисовал» с голландского, полоски только местами поменял.
В Париже гулял недавно с гостьей из Москвы. Вдруг — улица перекрыта полицейским кордоном.
— Что там? — спрашиваю жандарма.
— Да эти, против однополых браков, — говорит.
Пошли в обход. И вдруг московская гостья с какой-то поразившей черной страстью говорит:
— Помяни моё слово, через поколение Голландия исчезнет как нация. Ничего от нее не останется.
Со мной случилась немая сцена. Как же так? Откуда?
В самой Европе у нынешних Нидерландов репутация самой «нормальной» страны, спокойно и последовательно решающей возникающие проблемы. В Европейском Союзе — одна из самых влиятельных сил, не все знают и не всегда учитывают.
Группу-7 ведущих стран все знают. Не все знают, что Голландия, не входящая в нее формально, — крупнейшая экономическая держава. И по товарообороту с Россией — на первом месте среди европейских стран, далеко впереди Германии, Франции и Италии. Больше США и Японии. В мире уступает только Китаю. С ее менее чем 17-миллионным населением, Голландия торгует с нами на 50,4 млрд долларов в год (2013). Китай, с его 1,2 млрд населения, — на 57,3 млрд долларов. И баланс в торговле прочно в пользу голландцев.
Если кто подумал про тюльпаны, сыры и пиво Heineken, то да. Но есть еще тяжелое промышленное оборудование, сельхозтехника. Про англо-голландский гигант Shell и говорить не надо, крупнейшая в Европе нефтегазовая компания, одна из крупнейших в мире, партнер России. Philips с его лампочками и бытовой техникой есть, наверное, в каждом доме, а в больницах — еще и его же томографы и дефибрилляторы. Потерять это?
Гибель малайзийского «Боинга» может стать точкой невозврата. До этого, при всей тревожности, конфликт был локальный. Говорили о «вялотекущей» гражданской войне. До этого можно было говорить о противостоянии России и Запада фигурально. Теперь — впрямую, жестоко затронуло десятки стран всего мира. Погибли люди от Голландии и Англии до Малайзии, Индонезии и Австралии. До этого говорили о «третьей мировой войне» риторически. Сейчас — уже как о вероятном пути эскалации событий.
«Мысли о немыслимом». В истории прошлого века СССР, России и Западу не раз удавалось отступить от последней черты. Станет ли нынешний ужас с гражданским «Боингом» таким же последним рубежом? Который не переходят, а от которого, ужаснувшись, отступают? Обама говорит теперь, что прямого участия России в гибели самолета не было. Путин говорит, что прямой военной угрозы России нет. Кто-то и там и тут потирает руки — ага, отступают.
Может, не потирать руки, а какой-то сдвиг лучше видеть в этом?