Воронежский областной суд сегодня признал законным арест украинской летчицы Надежды Савченко, которой вменяется пособничество в убийстве журналистов ВГТРК. В суде второй инстанции защита предлагала освободить обвиняемую под залог в полмиллиона рублей. Деньги готово было внести украинское консульство, однако просьба была отклонена. Адвокаты заявили, что намерены обжаловать решение об аресте в Европейском суде.

В заседании Надежда Савченко участвовала с помощью телеконференцсвязи, установленной между судом и СИЗО. Там она находится с 2 июля, когда Новоусманский суд Воронежской области заключил ее под стражу до 30 августа.

Адвокаты летчицы Марк Фейгин и Николай Полозов сегодня пытались добиться отмены этого решения. Первым делом они потребовали личного присутствия своей подзащитной, которая ранее писала заявление о доставке в суд. Однако судьи решили, что в этом нет необходимости.

Неточный перевод

Тогда защитники заявили отвод переводчице с украинского языка, которую обвиняемой назначил суд. Арестованная просьбу поддержала, заявив, что пожилая женщина искажает ее слова. По словам Савченко, она говорила, что ее «выкрали» с территории Украины, а переводчицы перевела как «поймали». Но и просьба об отводе была отклонена.

Тогда защита, наконец, перешла к сути рассмотрения жалобы. Марк Фейгин и Николай Полозов утверждали, что при избрании меры пресечения было нарушено право Савченко знакомиться с материалами дела на родном, украинском языке. Кроме того, их клиентка была похищена с территории Украины, а вовсе не задержана в России, как утверждает следствие.

Отметим, что по официальной версии следствия, летчица проникла в Россию под видом беженки. Ее задержали на территории Воронежской области 23 июня при проверке документов на посту ДПС. Женщина, которая выглядела, как мужчина, и была одета в камуфляж, поймала попутку. Никаких документов при ней не оказалось. Сама Савченко утверждает, что ее похитили. По ее версии, в Луганской области она вывозила раненых на машине, пропустила нужный поворот и попала в засаду. Ее взяли в плен ополченцы, которые передали ее сотрудникам российских спецслужб.

«Мы считаем, что поскольку имело место похищение, то это препятствовало ее заключению под стражу, так как все процессуальные действия были незаконными», — заявил BFM.ru Марк Фейгин. Он отметил, что после задержания Савченко украинский консул семь раз не был допущен к ней, что является существенным нарушением ее прав на защиту. «Она давала показания как свидетель без адвоката и без встречи с консулом. Это определённо нарушение ее прав», — сказал защитник.

«Произвольное обвинение» и просьба о залоге

Фейгин считает, что Савченко было предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве двух и более лиц «произвольно». «В тех материалах, которые были представлены следствием суду при решении вопроса об аресте, не представлено никаких доказательств ее вины. Нет ни показаний очевидцев ее действий, приведших к гибели российских журналистов, отсутствуют иные доказательства. Все доводы довольно косвенные, — полагает он. — И не только о причастности к драматической гибели журналистов, но и вообще к тому, что происходило в этот день и в этом месте Луганской области. Этого было явно недостаточно для предъявления ей обвинения, которое в силу своей тяжести предусматривает арест».

9 июля Надежде Савченко было предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве двух и более лиц (ч.5 ст.33, п.п. «а, б, е, ж, л» ч.2 ст.105 УК РФ). Следствие считает, что в июне этого года она вступила в батальон «Айдар» по специальности «оператор-наводчик вертолета Ми-24», Савченко узнала координаты расположения группы российских журналистов ВГТРК и других гражданских лиц под Луганском и сообщила их боевикам. По этим координатам был произведен минометный выстрел в районе поселков Металлист и Мирное. В результате него погибли корреспондент «Вестей» Игорь Корнелюк и видеоинженер Антон Волошин.

Выступая в суде, адвокаты Савченко заявили о политической мотивировке дела. Они просили освободить арестованную под залог, причем в минимальную сумму — 500 тысяч рублей. Деньги готово было внести украинское консульство, которое представило суду соответствующее гарантийное письмо.

В свою очередь, представители Следственного комитета и прокуратуры просили оставить решение об аресте в силе. Они заявили, что вопрос о вероятном похищении Савченко полностью закрыт, поскольку в материалах дела содержатся показания подвозившего Савченко водителя, сотрудника ДТП и оперативного сотрудника ФСБ. Все они заявили, что летчицу задержали на территории РФ.

Сама Савченко ответила кратко. Она просила отменить арест. «Хотелось бы, чтобы в России следствие и суды были более справедливыми», — заметила она.

Однако вышестоящий суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Надежды на Страсбург

Защитники признались, что были готовы были к подобному исходу дела. «Мы никаких иллюзий не питали. Мы прекрасно понимали, что решение оставят в силе, но то, что мы прошли этот этап, дает нам право обратиться в следующую инстанцию — Европейский суд по правам человека», — сказал BFM.ru Марк Фейгин. Там защитники намерены вновь поднять вопрос о нарушении прав Савченко при ее задержании и аресте.

Николай Полозов сообщил, что жалоба может быть подана в Страсбург уже в начале следующей недели. Ранее в ЕСПЧ обратилась другая защитница летчицы, Валентина Теличенко. Ее обращение связано с недопуском к обвиняемой консула и условиями ее содержания.

В настоящее время Надежда Савченко содержится в одиночной камере Воронежского СИЗО. Сейчас у нее нет претензий по поводу условий содержания. После того, как ее посетила уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, ей выделили телевизор. «Обращение в СИЗО с ней нормальное. Никто ее не обижает и не унижает. Поэтому вопросов к ФСИН у нас нет, а вот к следствию и судебной системе больше, чем может показаться», — заметил Николай Полозов. Он полагает, что обе жалобы ЕСПЧ, скорее всего, объединит в одно производство.