Дело о трагедии в метро. Суд арестовал стрелочников, побоявшись, что они уничтожат улики
Сотрудники Московского метрополитена Валерий Башкатов и Юрий Гордов заключены под стражу. Последний выдвинул иную возможную версию причины катастрофы, унесшей жизни 23 человек
Читать на полной версииВ пятницу в Москве пройдут похороны погибших в результате аварии в метро. Между тем в четверг вечером Басманный суд Москвы арестовал сотрудников Московского метрополитена Валерия Башкатова и Юрия Гордова. Следствие считает их виновными в страшной аварии в столичной подземке, которая унесла жизни 23-х человек. Сами подозреваемые в суде заявили, что ничего противоправного не совершали, а один из них выдвинул иную, не сходную с официальной версию катастрофы.
Ареста дорожного мастера пути Валерия Башкатова, который руководил строительными работами на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», а также помощника мастера Юрия Гордова (он осуществлял технадзор) ждали с самого утра. Но заседания начались только в семь вечера. Слушания проходили в двух разных залах.
Приехавшие в суд жены задержанных верить в виновность мужей не хотели. Они заявили, что их сделали «стрелочниками». Так, супруга Валерия Башкатова Людмила рассказала BFM.ru , что ее муж трудится в столичной подземке 20 лет и всегда был исполнительным работником. «Он знает, как надо работать и никогда никаких оплошностей не допускал, — сказала Людмила, — Он несколько раз делает чертежи, расчеты и лишь тогда принимает работу».
Гражданская супруга второго фигуранта — Юрия Гордова — Изабелла Юдина заявила, что в ходе опроса мужа в Следственном комитете на мужа оказывалось психологическое давление. По словам женщины, она стала случайным свидетелем того, как велся допрос Юрия в качестве свидетеля. «Муж звонил мне оттуда, включал и выключал телефон и один раз забыл нажать на кнопку, — сказал она. — Следователь говорил с ним очень резко». Появившуюся в прессе информацию о том, что Юрий мог признать вину, женщина категорически отметала. «Он находился в состоянии шока и просто мог не понять, что его спрашивают», — предположила она. Женщина рассказала, что ее муж в момент аварии находился дома и по собственной инициативе отправился на место катастрофы, чтобы оказать помощь.
По словам Юдиной, которая сама семь лет проработала обходчиком в метро, теперь появились данные, что авария произошла за 50 метров до стрелки. Именно там обнаружили между рельсами на бетоне сколы, которые могли появится из-за попадения под поезд инородного предмета.
Катастрофа на стрелке
Сотрудники метрополитена были задержаны накануне. Именно их следствие назвало виновниками трагедии, которая произошла рано утром 15 июля на перегоне Арбатско-Покровской линии. Тогда в 08:35 утра три вагона электропоезда сошли с рельс. Погибли 23 человека, 155 получили травмы различной степени тяжести.
Основной версией крупнейшей техногенной катастрофы в столичной подземке следствие назвало ненадлежащее исполненные ремонтно-монтажных работ по установке стрелки на Калининско-Кунцевскую ветке. Она должна соединить Арбатско-Покровскую и Филевскую линии метро. СК утверждает, что механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась, и поезд сошел с рельс.
Валерию Башкатову и Юрию Гордова инкриминировали нарушение требований транспортной безопасности (ч.3 ст.263.1 УК РФ). Эта статья предусматривает наказание на срок до 7 лет лишения свободы.
Профессиональные навыки как довод в пользу ареста
Первым в зал суда завели 65-летнего Валерия Башкатова. Следователь СК Анатолий Исканцев сразу же попросил закрыть процесс. Он мотивировал свою просьбу тем, что следствие располагает данными о причастности и других лиц к преступлению. «Разглашение данных об этих лицах может помешать расследованию. Это поможет им (этим лицам — BFM.ru ) составить линию защиты и помешать расследованию», — заявил он. Стоит отметить, что впоследствии никаких новых фамилий в суде не прозвучало.
«Я ничего такого не собираюсь разглашать в отношении других лиц. Я могут только рассказать о производстве мною работ до этого тяжкого случая», — возразил задержанный. В итоге судья Александр Васин просьбу следствия отклонил.
Ходатайствуя о заключении подозреваемого под стражу, следователь поделился опасениями, что, находясь на свободе, Башкатов может оказать давление на свидетелей из числа работников метрополитена и компании «Спецреконструкция» (она проводила строительный работы по договору подряда с метро), а также вступить с ними в сговор.
«Башкатов владеет навыками сложных технических операций, а также имеет доступ к документам, и может внести в них изменения или уничтожить», — настаивал он. Его поддержал прокурор.
«Надежная» скрутка
Сам же Башкатов доводы следствия опроверг. «Все документы, относящиеся к этому делу, я сдал. Приказ о производстве работ и приказ о продлении этих работ на 2014 год, а также чертеж были изъяты в ходе обыска у меня дома», — спокойно произнес он.
Башкатов рассказал, почему он не считает себя виновным. По словам задержанного, он был на месте установки стрелки 6 и 7 июля. Тогда были установлены левая и правая рамки стрелки. Правая часть была зафиксирована надежно. Левая же была просто прикручена к конструкции проволокой.
«Там были уставлены стрелки перевода, но тяги не было. Движение осуществлялось только по прямому пути. Я проверил скрутку. Она держалась надежно», — утверждал сотрудник метро.
Он добавил, что следующие работы должны были проходить 14 и 15 июля. Он в них не участвовал, а контролировать процесс должны были подчиненные Юрия Гордова. «Они ежедневно и еженощно наблюдали. Железная скрутка должна была оставаться для установки тяг, с последующей установкой привода», — описывал он процесс.
Мужчина был согласен лишь на подписку о невыезде. Валерий Башкатов пояснил, что под домашним арестом он не сможет зарабатывать на жизнь. «Единственная возможность заработать деньги — это подписка о невыезде», — сказал подозреваемый. А на вопрос судьи о том, располагает ли он денежными средствами для внесения залога, ответил отрицательно.
До этого, отвечая на вопрос суда, Башкатов сообщил, что страдает аневризмом аорты, которая позволяет ему работать и гипертонической белезнью второй степени.
Его адвокат Алдексей Рыбкин назвал доводы следствия голословными и просил ходатайство СК не удовлетворять. Защитник отметил, что аргументы следствия основаны лишь на протоколе допроса его подзащитного, как свидетеля. При этом он проводился в ночное время и без адвоката.
«Следствие пишет, что Башкатов подозревается в тяжком преступлении. Да, оно тяжкое, но причастность моего подзащитного к нему ничем не подтверждается, — настаивал защитник. — Следователь говорит, что он может скрыться, но всю жизнь проживает по одному адресу в муниципальной квартире. У него жена, дети, внуки. У него даже загранпаспорта нет!»
Юрист утверждал, что его подзащитный как никто заинтересован в установлении истины. «Кому и как он может угрожать? Я не понимаю. У него гипертония, он сердечник. Не дай Бог, что с ним случится под стражей», — привел последний аргумент адвокат.
Однако судья согласился с доводами следствия и поместил сотрудника метро под стражу до 15 сентября.
Еще одна версия
В это время в соседнем зале началось рассмотрение ходатайства следствия об аресте Юрия Гордова. Заседание прошло по похожему сценарию и завершилось лишь в 10 часов вечера. Следователь вновь просил закрыть процесс, но снова потерпел фиаско.
Из оглашенных на заседании документов следовало, что в обязанности 43-летнего подозреваемого входило поддержание путей и рельсов в рабочем состоянии. Также он был обязан выполнять указания мастера, который давал задания и контролировал выполнение задач. Однако с 9 июля его начальник находился в отгуле и поэтому Гордова назначили и.о. матера, правда, без приказа.
Следствие утверждало, что стрелку, обмотанную металлической проволокой, следовало закрепить с помощью струбцин. Но этого сделано не было, а Гордов не зафиксировал нарушение.
Впрочем, сам помощник мастера путей в суде высказал иную точку зрения о причине трагедии. Гордов, который лично видел место происшествия, а также фотографии с места катастрофы, был склонен полагать, что причиной случившегося стал дефект колесной пары или же проблема с днищем, из которого мог выступать посторонний предмет.
«То, что я видел, прямого отношения к стрелке не имело. Хотелось бы дождаться заключения экспертизы», — обратился он к суду.
Задержанный сказал, что мог бы участвовать в следственных действиях, под подпиской о невыезде или под домашним арестом.
А его адвокат Андрей Ефименко сообщил, что у его клиента была прооперирована одна нога и предстоит операция на вторую ногу. «В настоящее время причина аварии еще не установлена. И избирать человеку такую меру пресечения — заключение под стражу — я считаю нецелесообразной и преждевременной», — сказал он.
Однако судья Валентина Левашова не разделила данную точку зрения, также поместив Юрия Гордова в СИЗО на два месяца.
В ближайшее время обоим задержанным должно быть предъявлено обвинение. Между тем защита уже заявила о планах оспорить арест метростроевцев в Мосгорсуде.