Менее суток прошло с момента страшной аварии в столичном метро, как у Следственного комитета России появились первые подозреваемые. Ими стали старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов. Следствие считает, что они не проконтролировали должным образом работы по укладке стрелки, в районе которой и сошли с рельсов три вагона поезда, и 23 человека погибли.

Предполагалось, что уже сегодня СКР обратиться в Басманный суд Москвы с просьбой об аресте подозреваемых. Однако позже стало известно, что ходатайства следствия будут рассмотрены завтра. «Мы связывались с СК, там собщили, что планируют направить матриалы в суд завтра утром», — сказала BFM.ru пресс-секретарь суда Анна Фадеева.

Как сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, сегодня следователи Главного следственного управления СК России задержали двоих подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности (ч.3 ст.263.1 УК РФ). «Это старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов», — сказал он. Им грозит до 7 лет лишения свободы.

Стрелка, скрепленная проволокой

Согласно версии следствия, оба подозреваемых участвовали в подготовительных работах, направленных на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка. Они велись с конца мая на перегоне станций «Парк Победы» — «Славянский бульвар». К работам также был привлечен ряд подрядчиков и субподрядчиков. «Башкатов и Гордов имели непосредственное отношение к производству этих работ и контролю за их выполнением», — утверждают в СК.

Там полагают, что сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. Именно это привело к трагедии, которая произошла вчера в 8:30 утра. Электропоезд с людьми сошел с рельсов, 23 человека погибли и 160 получили травмы различной степени тяжести.

В СК сообщили, что задержанные уже допрошены. В ближайшее время следствие планирует предъявить им обвинение и избрать меру пресечения.

По словам Владимира Маркина, в рамках уголовного дела назначены и проводятся комплекс технических, химических и иных экспертиз, результаты которых позволят установить все обстоятельства аварии. Следователи проверяют наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в Московском метрополитене.

А будут ли другие?

Пока подозреваемые — лишь лица, непосредственно выполнявшие работы. Но, как заявили в СК, следствие намерено установить и привлечь к уголовной ответственности «абсолютно всех причастных к этой трагедии, начиная от исполнителей и заканчивая должностными лицами руководящего звена, которые должны были контролировать и обеспечивать в полном объеме требования транспортной безопасности Московского метрополитена».

В СМИ уже обсуждают версии — останется ли на своем месте руководитель Московского метрополитена 60-летний Иван Беседин. На момент трагедии он находился в отпуске, но, прервав отдых, вернулся в столицу. Некоторые прогнозируют его отставку и критикуют его работу. Бывший начальник Калининградской железной дороги стал руководителем столичной подземки в феврале 2011 года. До этого московским метро на протяжении 15 лет руководил Дмитрий Гаев.

По словам источников BFM.ru, после прихода в метро Беседин поставил на ключевые должности работников РЖД. «Работники метро возмущались, потому что специфика работы в метро и на железной дороге сильно отличается, ведь все ремонтные и профилактические работы в подземке проходят ночью. Среди сотрудников метро прошло очень много необдуманных сокращений, и люди стали просто не успевать проводить профилактические работы», — сказал собеседник портала.

Погасить негатив

По мнению опытных юристов, не исключено, что последуют громкие увольнения, а следствие привлечет к уголовной ответственности еще кого-то из среднего звена руководства метрополитеном. Однако объективного расследования Валерию Башкатову и Юрию Гордову вряд ли стоит ждать, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. «В таких делах всегда находят стрелочников в прямом и переносном смысле слова. Это одна из первостепенных задач следствия, — считает он. — Вряд ли в какой-то должностной инструкции этих мастеров указаны конкретные действия, которые они нарушили. А следствие обязано указать конкретные действия, которые привели к катастрофе. Я сильно сомневаюсь, что следствие сможет доказать такие конкретные действия».

По мнению Коблева, сейчас следствие заранее формирует негативное общественное мнение о подозреваемых, «преподнося виновного». Его трудно будет победить. «Таким образом, гасится негатив, который накапливается в обществе», — отметил юрист.