Английская церковь: мир хижинам, война деньгам. Раунд длиной в год
Англиканская церковь вывела средства из компании-ростовщика Wonga, выдающей кредиты «до получки» под скандальные проценты. Год назад архиепископ Кентерберийский обещал покончить с такими финансовыми хищниками
Читать на полной версииГод назад я рассказывал, как архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби объявил «войну деньгам». Примас Англиканской церкви обещал покончить с современными ростовщиками — финансовыми компаниями, выдающими небольшие кредиты «до получки» под скандально высокие проценты. Их жертвами становятся самые неимущие, нередко доходят до полного разорения.
Но сразу же после «объявления войны» выяснилось, что Англиканская церковь сама вложила свои средства в одну из крупнейших таких компаний-акул — Wonga. Конфуз вышел на всю страну, архиепископ Кентерберийский был в ярости, обещал разобраться и вывести деньги из Wonga.
Оказалось, не так-то это просто! Церковные инвестиции в кредитную компанию попали не прямо, а как часть инвестиционного пакета и через несколько британских и международных брокеров. Развязать такой пакет сразу было просто невозможно.
И вот вчера архиепископ доложил пастве и широкой общественности: все средства из Wonga выведены. Год потребовался!
«Я всегда абсолютно ясно заявлял, что не считаю кредитные ставки этих компаний соответствующими этическим или моральным нормам,— сказал архиепископ в интервью.— Они законны, но неэтичны».
Конечно, церковь должна заниматься в первую очередь духовным. Но и земные дела ей не чужды. Инвестиционные активы Англиканской церкви серьезные — 5,5 млрд фунтов. Поэтому решение архиепископа вплотную заняться социально-экономическими проблемами — это больше, чем духовное пастырство.
Джастин Уэлби в церкви человек необычный. До того, как стать священником, он почти десять лет успешно работал финансистом в нефтегазовом секторе. Как деньги работают, знает изнутри.
Wonga — одна из так называемых компаний pay-day loan. Выдают частным лицам и малому бизнесу небольшие кредиты в 200-300 фунтов. Вроде как до pay-day — «до получки». Только в пересчете на годовые ставка такого кредита превышает 4000 процентов! Коммерческим банкам такие малые кредиты невыгодны, административное обслуживание всю прибыль съедает. Вот те, кому «до получки» не хватает «фунта денег», и идут к ростовщикам. Они за последние годы скандально разрослись благодаря эффективному использованию новых технологий, смартфонов и планшетников. У Wonga, например, в портфеле более пяти миллионов займов. Клиенты нередко попадаются: не можешь в срок вернуть — сотня-другая быстро вырастает в совсем неподъемные тысячи.
Вот почему на нее и ополчился архиепископ. Пока церковные бухгалтеры распутывали историю с вложениями в неэтичную кредитную организацию, другие занимались организацией и развитием старомодных кредитных союзов, действующих наподобие кооперативов с небольшим ссудным процентом. Церковь решила взять их под свою опеку, чтобы помочь нуждающимся и оградить их от непосильных кредитов.
О кампании Англиканской церкви против бедности я еще расскажу. Пока же вот, первый раунд длиной в год завершился.