Госдума одобрила передачу ВЭБу 220 млрд рублей
Внешэкономбанк сможет конвертировать часть средств Фонда национального благосостояния в капитал второго уровня. Это временно решит вопрос о достаточности капитала ВЭБа, упавшей после поддержки убыточных Олимпийских проектов
Читать на полной версииПроблема достаточности капитала Внешэкономбанка (ВЭБа) получила временное решение. Госдума в пятницу одобрила возможность размещения в ВЭБе до 7% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в форме субординированных депозитов. Соответствующий закон одобрен в третьем чтении.
Срок депозитов составит не менее пяти лет, при условии, что договора депозита не предусматривают досрочного возврата средств.
Право получать средства ФНБ для размещения депозитов было у ВЭБа и раньше. На 1 июля 2014 года в банке размещено средств ФНБ на сумму 474,02 млрд рублей и 6,25 млрд долларов. Но если бы законопроект сейчас не был принят, уже в декабре ВЭБу пришлось бы вернуть 6,3 млрд долларов обратно в фонд.
Проблема докапитализации ВЭБа обсуждается в правительстве больше года. За это время финансовый блок правительства успел рассмотреть множество вариантов, в том числе, привлечение средств из бюджета. Но против такого сценария выступил Минфин. Альтернативой такому варианту и стала конвертация части средств ФНБ, размещенных в банке на депозитах.
Средства будут конвертированы в субординированный депозит, который нельзя отозвать раньше срока действия договора. Такой шаг позволит учесть этот депозит в капитале второго уровня и увеличит собственные средства банка примерно на 220 млрд рублей. Достаточность капитала банка развития благодаря этому вырастет до 11-12%.
Сейчас показатель достаточности составляет чуть больше 10%. Хотя ВЭБ не попадает под действующее банковское регулирование, вопрос о достаточности его капитала неоднократно поднимало руководство банка.
«Все должны отчетливо понимать: увеличение капитальной базы должно быть не потому, что у нас много специальных проектов, а потому, что ВЭБ должен играть существенную роль в увеличении ВВП и реализации проектов развития», — заявлял ранее глава ВЭБа Владимир Дмитриев.
В прошлом году капитал ВЭБа по МСФО вырос на 8% и достиг 576,9 млрд рублей. Чистая прибыль упала более чем в два раза — до 8,5 млрд рублей. Одновременно, кредитный портфель банка увеличился на 23% за год и достиг 1,847 трлн рублей. Без дополнительного капитала дальнейший рост портфеля невозможен.
Опережающий рост кредитного портфеля банка связан с высоким числом проектов, которые до сих пор приносят минимальную доходность или вовсе убыточны. В первую очередь это относится к олимпийским объектам, в строительство которых банк вложил более 200 млрд рублей.
«ВЭБ — это инструмент, с помощью которого государство поддерживает те или иные проекты, которые считает целесообразными, — рассуждает директор направления «Государственые финансы» Standard & Poor's Борис Копейкин. — Кредитное качество поддерживаемых проектов часто не идеально, и в нынешней роли ВЭБ и в дальнейшем вновь может столкнуться с ухудшением качества кредитного портфеля и снижением достаточности капитала. Но в таких случаях на помощь ему вновь, скорее всего, придет государство».
Принятый в пятницу Госдумой законопроект не является решением всей проблемы низкой достаточности капитала банка. Руководство ВЭБа ранее заявляло, что для полноценной работы до 2020 года госкорпорации необходим дополнительно 1 трлн рублей.
У правительства есть необходимые для докапитализации ВЭБа ресурсы, но за средства ФНБ конкурируют и другие проекты, отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
«В таких условиях правительство заинтересовано в максимальном затягивании выдачи средств ФНБ, чтобы самому сохранять свободу маневра на случай ухудшения рыночной конъюнктуры, — рассуждает эксперт. — ВЭБ, вероятно, также будет получать средства порционно. При этом, чтобы разделить риски, правительство к докапитализации банка развития может привлечь Центробанк».