Президент Украины Петр Порошенко инициирует изменения в Конституцию, которые серьезно урезают его полномочия, а парламент сделают практически «бессмертным». Как ожидается, проект поправок в основной закон поступит в Раду уже сегодня.
Губернаторов будут избирать на местах, а не назначать из Киева, при этом будут расширены полномочия территориальных общин и местных советов. Статус русского языка не изменится — в регионах русский и языки нацменьшинств можно будет использовать наравне с украинским. Верховная Рада получит право вводить чрезвычайное положение и принимать решение об использовании вооруженных сил, создавать и реорганизовывать суды, вводить и ликвидировать административно-территориальные единицы.
Распустить парламент президент сможет лишь в одном случае, если Рада за 60 дней не сформирует правительство. Полномочий у президента станет намного меньше, чем сейчас. В частности, он лишится права назначать судей, предлагать парламенту кандидатуры на должности министров иностранных дел и обороны. Состав правительства будет формироваться по предложению премьера и с согласия парламента.
Причиной импичмента президента может стать «наличие в действиях президента признаков состава преступления». При этом для начала процедуры надо будет заручиться поддержкой 150 депутатов Рады, тогда как раньше требовалось не менее 226 голосов. Чтобы объявить импичмент, больше не нужно подтверждающее решение Верховного суда.
Доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России, политолог Кирилл Коктыш в интервью Business FM рассказал, почему Порошенко решил урезать собственные полномочия, и кому выгодны такие изменения в конституцию Украины.
Кирилл Коктыш : Все предложения, которые он выдвигает, фактически узаконивают или возвращают тут систему, которая была при Ющенко, когда каждый местный олигарх был достаточно силен, чтобы отстоять себя, и при этом достаточно слаб, чтобы кого бы то ни было другого захватить или поглотить. И в рамках этой системы мандат в Верховную Раду играл в первую очередь роль иммунитета от судебного или уголовного преследования.
Но Порошенко это не выгодно?
Кирилл Коктыш: В зависимости от того, в чем состоят его дальнейшие планы. Если он мыслит себя в качестве олигарха и в качестве своей дальнейшей перспективы именно бизнес-перспективу, то в его интересах слабая политическая система, поэтому здесь, я думаю, скорее всего, работает логика олигархическая, а не политическая. В любом случае, слабая политическая система может, при известных обстоятельствах, способствовать развитию экономики.
Кому явно эти изменения в Конституции будут выгодны?
Кирилл Коктыш: Я думаю, что в первую очередь Коломойскому, фактически он может не бояться попыток Порошенко себя «зачистить», возможно, это и протянутая рука к сотрудничеству, когда Порошенко подтверждает, что вольница Коломойского не будет оспорена. Это будет выгодно остальным бизнес-группам, потому что это совершенно явным образом предложение и Ренату Ахметову, чтобы он использовал тот вес, который у него еще остался, для контроля над юго-востоком Украины. Это предложение для остальных олигархов рангом поменьше, которые в этом плане для себя видят интересное предложение, соответственно, дальше можно уже не воевать. И совершенно явным образом Порошенко будет стремиться консолидировать все-таки в первую очередь бизнес-сообщество с тем, чтобы избежать социалистических, то есть левых потрясений, ближе к осени, потому что их назревание абсолютно неизбежно. Поэтому консолидировать буржуазию, какая она ни есть, тоже задача вполне понятная, она рациональная, с точки зрения сохранения власти. Я думаю, что, возможно, Порошенко ее рассматривает в качестве актуальной тоже.
Как возможные реформы может воспринять Восток Украины?
Кирилл Коктыш: Здесь пока нет тех предметных, понятных предложений, которые Восток интересовали бы больше всего. С одной стороны, здесь есть, вернее, часть предложения — это избираемость губернаторов, возможность говорить на русском языке и использовать его как региональный язык. Но, я думаю, что дальше пунктом борьбы еще будет борьба за бюджетный федерализм. Когда речь пойдет об условиях мирного процесса и о тех условиях, на которых будущее Украины может быть урегулировано. Думаю, включение еще и этого пункта Юго-Восток, по идее, может устроить и может уже привести к дальнейшим разговорам, опять же оставляя за скобками тот момент, что пролитие крови не позволяет так автоматически, быстро перейти в формат мирного существования. И совершенно не очевидно, что эта война сегодняшняя, гражданская может таким образом закончиться, но шаги к этому делать надо.
Кроме того, Порошенко заявлял о намерении внести законопроект в Верховную Раду об амнистии ополченцев Юго-Востока Украины.