Американцы скупают европейскую промышленность
General Electric практически договорилась о покупке машиностроительного конгломерата Alstom. Французское правительство согласилось поддержать сделку стоимостью в 15,5 млрд долларов
Читать на полной версииАмериканский промышленный гигант General Electric впервые приблизился к поглощению Alstom. Накануне совет директоров французского машиностроительного холдинга одобрил предложение зарубежной компании о покупке энергетического бизнеса Alstom за 15,5 млрд долларов.
Для сравнения, рыночная капитализация Alstom в прошлую пятницу составляла около 11 млрд долларов.
О поддержке сделки объявило и французское правительство, но с одним условием. Перед сделкой власти Франции купят 20% акций Alstom у крупнейшего акционера компании инвестиционного фонда Bouygues и благодаря этому станут одним из крупнейших акционеров компании. Наличие правительства в числе акционеров машиностроительного холдинга позволит сохранить максимум рабочих мест на заводах компании во Франции после поглощения.
Условия сделки между правительством Франции и Bouygues обсуждаются, но по данным информационных агентств, стороны близки к сделке. Именно желание инвестиционного фонда продать свою долю в Alstom и стало сигналом к поиску компании нового стратегического инвестора. Инвестиционный фонд владеет почти 30% акций машиностроительного холдинга и ищет покупателя на этот актив с начала года.
Собственно General Electric и была первым претендентом на актив. Американская компания заявила о заинтересованности в доле Alstom еще весной. В конце апреля заокеанский промышленный гигант объявил о готовности приобрети французскую компанию за 13,5 млрд долларов. Против сделки выступили не только власти страны, но и общественность. Поводом для критики стал анонсированный General Electric план реструктуризации компании после покупки и возможное сокращение нескольких сотен сотрудников.
Буквально через несколько дней после критики о возможном поглощении с альтернативным предложением к акционерам Alstom выступил Siemens. Немецкая компания в партнеры для покупки французской привлекла японскую Mitsubishi. За контроль над Alstom альянс предложил 15 млрд долларов.
Alstom — один из крупнейших в мире машиностроительных холдингов. Основной бизнес компании — производство оборудования для различного типа электростанций, выпуск и разработка скоростных поездов. Выручка компании в прошлом году составила 20,3 млрд долларов; чистая прибыль — 556 млн евро.
Как ожидается, General Electric не будет покупать всю компанию целиком, а выкупит лишь ее бизнес по производству газовых турбин. Подразделения Alstom по выпуску паровых турбин, возобновляемой генерации и производства скоростных поездов создадут альянсы с соответствующими подразделениями американской компании. Сам Alstom купит у General Electric бизнес по производству семафорного оборудования для железных дорог за 825 млн долларов.
Благодаря покупке американская компания существенно укрепит свои позиции в Европе на рынке турбин. General Electric также выйдет на рынок строительства высокоскоростных поездов и сопутствующей инфраструктуры, где будет конкурировать с Siemens.
При этом, у General Electric есть дополнительный стимул для проведения такой сделки. На счетах американской компании около 60 млрд долларов свободных средств. Значительная часть средств находится на счетах зарубежных подразделений компании, и из-за высоких налогов в США она не может воспользоваться деньгами «без потерь». Покупка Alstom позволит найти части этой суммы достойное применение.
«Наши отношения с Alstom выходят на новый уровень», — заявил главный исполнительный директор General Electric Джефри Иммелт. По его словам, стороны рассчитывают закрыть сделку в начале 2015 года.
Руководство Alstom в свою очередь заявило, что надеется получить ряд технологий американской компании, а полученные от сделки средства направит на снижение долга и выплаты специальных дивидендов.
В любом случае, сделку между Alstom и General Electric придется согласовывать также с российскими профильными органами. У французской компании есть целый ряд проектов в России: доля в «Трансмашхолдинге», СП с «Атомэнергомашем» и РЖД.