Алексей Митрофанов остался без иммунитета
Госдума лишила председателя парламентского Комитета по СМИ Алексея Митрофанова депутатской неприкосновенности
Читать на полной версииГосдума сегодня удовлетворила представление Генпрокуратуры и лишила депутатской неприкосновенности председателя парламентского Комитета по СМИ Алексея Митрофанова. Он подозревается в попытке мошенничества. Теперь в отношении народного избранника будет возбуждено уголовное дело. Ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Решение нижняя палата парламента приняла практически единогласно. За лишение Митрофанова иммунитета проголосовал 431 депутат, один воздержался.
Представление Генпрокуратуры озвучил первый замгенпрокурора Александр Буксман.
Перед слушанием депутат слег
Сам Алексей Митрофанов (избран от «Справедливой России») на заседание Думы не пришел. Как сообщили утром в аппарате главы комитета, у парламентария резко ухудшилось здоровье.
Причем, по словам сотрудников аппарата, это произошло еще накануне. Поэтому ни вчера, ни сегодня, ни завтра Митрофанов решил на работе не появляться. Поскольку справку он не представил, то его отсутствие было признано неуважительным.
Чтобы снять с коллеги иммунитет, парламентариям потребовалось меньше часа.
Как рассказал BFM.ru заместитель председателя Госдумы, руководитель Высшего Совета ЛДПР Игорь Лебедев, слушание не заняло много времени, поскольку все материалы были тщательно изучены еще несколько дней назад — 7 июня.
Тогда думский Комитет по регламенту рекомендовал лишить Митрофанова неприкосновенности, а во всех фракциях заявили о намерении поддержать представление Генпрокуратуры.
«Особых дебатов сегодня не было, поскольку все вопросы, которые депутаты хотели задать, были в большей степени адресованы Алексею Валентиновичу, но, к сожалению, он не пришел. Поэтому большая часть вопросов автоматически отпала», — сказал Лебедев.
Впрочем, на заседании все же не обошлось без эмоциональных выступлений. Так, глава ЛДПР Владимир Жириновский назвал Митрофанова «внебрачным сыном Андропова» и призвал его изгнать из депутатских рядов. Он пообещал, что будет «лично носить» Митрофанову передачи в тюрьму.
Комментировать это заявление своего отца Игорь Лебедев не стал и рассказал, что депутатов главным образом интересовало, почему Митрофанова решили привлечь к уголовной ответственности только теперь, хотя дело было возбуждено еще два года назад. В ответ Александр Буксман пояснил, что это произошло из-за того, что Митрофанов, как депутат, отнесен к категории так называемых «спецсубьектов», и именно это вызвало определенные затяжки в расследовании».
«Фракция ЛДПР в составе 55 депутатов при одном не голосовавшем поддержала представление Генпрокуратуры», — продолжил Лебедев. Он добавил, что материалы правоохранительных органов выглядели убедительными, и «в отличие от предыдущих» нескольких представлений Генпрокуратуры, касавшихся других депутатов, «здесь все выглядело наиболее понятно и четко».
Сам Алексей Митрофанов сегодня оказался недоступен для комментариев.
Поскольку депутаты Госудумы относятся к лицам с особым правовым статусом, то в отношении них применяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности. Поэтому 20 мая Следственный комитет направил в Генеральную прокуратуру материалы уголовного дела и проект представления о лишении неприкосновенности Митрофанова, а также и даче согласия на привлечение его в качестве обвиняемого. Генпрокуратура нашла представленные материалы убедительными и после этого обратилась с соответствующим запросом в Думу.
Четверка «решальщиков»
Дело, в котором фигурирует Алексей Митрофанов, было возбуждено еще в мае 2012 года. Два его фигуранта уже получили сроки. Потерпевшим по нему проходит экс-соучредитель компании «Арктур-Строй» Вячеслав Жаров.
По версии Главного следственного управления СКР по городу Москве, Алексей Митрофанов входил в преступную группу, в которой помимо него состояли его помощник Александр Деревщиков, знакомый Радиш Саутиев и судебный пристав Али Кодзоев. Они предложили Вячеславу Жарову добиться вынесения Девятым арбитражным апелляционным судом решения в его пользу по имущественному спору. Ранее, в марте 2010 года, бизнесмену удалось отсудить у своей бывшей фирмы 113 млн рублей — половину своей доли в уставном капитале «Арктур-Строя». Однако новое руководство компании оспорило судебный акт.
По данным официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина, соучастники заявили, что положительное решение можно обеспечить, если заплатить должностным лицам суда 200 тысяч долларов. На самом же деле они не собирались этого делать, а планировали присвоить деньги.
Встретившись с Вячеславом Жаровым, Алексей Митрофанов заверил предпринимателя, что сможет повлиять на вынесение этого решения, используя свой «административный ресурс».
12 мая 2012 года в столичной гостинице «Ренессанс» при передаче представителю Жаркова части суммы в размере 2,25 млн рублей Рашид Саутиев и Александр Деревщиков были задержаны. Алексей Митрофанов продемонстрировал оперативникам депутатское удостоверение, поэтому его задерживать не стали.
Депутат-коммунист, руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев рассказал BFM.ru, что когда только было возбуждено уголовное дело, потерпевший Вячеслав Жаров жаловался в КПРФ, что на него лично и на следователей оказывалось сильное давление. «Поэтому я был вынужден обратится в Следственный комитет к председателю Александру Бастрыкину с просьбой обеспечить объективность расследования. В итоге дело передали из МВД в СК», — вспоминает он.
Коммунист приветствовал решение Госдумы лишить Митрофанова неприкосновенности. «Я, как юрист, считаю, что в его действиях усматриваются признаки преступления», — сказал он.
При этом Соловьев посетовал: его «настораживает» позиция Следственного комитета, который в последнее время уделяет повышенное внимание и депутатам Госдумы, и членам Совета Федерации. «А вот на то чтобы довести до конца дело в отношении министров, которые в той или иной степени попадают в поле зрения следствия (я имею в виду прежде всего экс-министра обороны Анатолия Сердюкова), у них что-то духу не хватает», — сокрушался он. При этом парламентарий заметил, что суммы хищений у исполнительных чиновников являются «запредельными, исчисляются миллиардами» и не идут ни в какое сравнение с суммами, которые вымогают нижестоящие чиновники-мздоимцы.
Признавшие вину
9 августа прошлого года Мещанский суд Москвы признал Александра Деревщикова виновным в «покушении на мошенничество, совершенном в составе организованной группы» (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Суд приговорил его к двум годам лишения свободы и штрафу 500 тысяч рублей. Ранее по тому же делу три года колонии получил Рашид Саутиев.
Оба фигуранта признали вину и заключили со следствием досудебные соглашения о сотрудничестве. Их дела суд рассмотрел в особом порядке, который подразумевает ускоренный процесс и назначение более мягкого наказания. Али Кодзоев скрылся от следствия и был объявлен в розыск.
Что же касается Алексея Митрофанова, то он всегда заявлял о своей непричастности к афере и о том, что слагать полномочия главы парламентского Комитета по СМИ он не намерен.
Он по-прежнему остается депутатом и может быть лишен статуса лишь после того, как суд вынесет приговор и он вступит в силу.
Депутаты под следствием
В последние годы Госдума не раз давала согласие на лишение депутатов неприкосновенности и возбуждение против них уголовных дел. Но лишь один пока из них был осужден.
В ноябре 2010 года Госдума проголосовала за лишение неприкосновенности члена фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна, а в марте 2011 года дала согласие на его заочный арест.
В июле 2012 года Госдума лишила неприкосновенности депутата от КПРФ Владимира Бессонова.
В феврале 2013 года Госдума сняла иммунитет с депутата от «Справедливой России» Олега Михеева.
В феврале 2013 года Госдума также лишила неприкосновенности народного избранника от фракции КПРФ Константина Ширшова. 26 мая этого года Мосгорсуд приговорил его к 5 годам лишения свободы и штрафу в 700 тысяч рублей. Коммунист был признан виновным в попытке продать за 7,5 млн евро кресло депутата от «Единой России». Свою вину Ширшов не признал и накануне обжаловал приговор в Верховном суде России.