Киллера и организатора убийства Политковской приговорили на всю жизнь
Суд вынес приговор исполнителям и организатору убийства Анны Политковской. Имя заказчика до сих пор неизвестно
Читать на полной версииСпустя восемь лет после убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской в Мосгорсуде сегодня был вынесен обвинительный приговор пятерым организаторам и исполнителям преступления. Двое их них получили пожизненное лишение свободы. Остальные отправятся в колонию на сроки от 12 до 20 лет. Вместе с тем имя заказчика до сих пор неизвестно.
Оглашение приговора по одному из самых громких преступлений последних лет проходило при повышенных мерах безопасности. Проход к залу суда отгородили с помощью рядов железных стульев, на которых разместились бойцы ОМОНа.
Помещение оказалось забито до отказа, хотя внутрь пустили всего лишь одну камеру. С фигурантов не сняли наручники даже в клетке. Для того чтобы озвучить приговор, судье Павлу Мелехину потребовалось меньше часа.
Его он выносил на основании вердикта присяжных, которые 20 мая сочли виновными подсудимых в убийстве журналистки.
Тщательно подготовленное убийство
Обозреватель «Новой газеты» Анна Поликовская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в столице, где она снимала квартиру.
Следствие пришло к выводу, что заказ на ее убийство получил от неустановленного лица чеченский «авторитет» Лом-Али Гайтукаев. Именно он создал преступную группу, в которую вошли начальник отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы полковник Дмитрий Павлюченков, бывший сотрудник столичного УБОП майор Сергей Хаджикурбанов, а также племянники Гайтукаева — братья Ибрагим, Джабраил и Рустам Махмудов. Павлюченков получил от Гайтукаева 150 тысяч долларов. Силами своих подчиненных, который «подхалтуривали» слежкой в свободное от основной работы время, он выяснил место проживания журналистки и распорядок дня. Он же снабдил исполнившего роль киллера Рустама Махмудова оружием — газовым пистолетом «Иж», переделанным под стрельбу боевыми патронами. Когда Гайтукаева арестовали за организацию покушения на убийство украинского бизнесмена Геннадия Корбана (позже по приговору Мосгорсуда он получил за это преступление 15 лет — BFM.ru), он продолжил руководить действиями сообщников. Руководство преступной группой Гайтукаев поручил взять на себя своему знакомому Сергею Хаджикурбанову, который освободился из мест лишения свободы, после того как отсидел срок за незаконное проникновение в жилище и превышение должностных полномочий. Он приказал Павлюченкову отдать деньги ему.
7 октября 2006 года, около четырех часов дня, когда Политковская возвращалась из магазина домой, братья Махмудовы расположились на пути ее следования. Увидев потерпевшую за рулем автомобиля, Ибрагим Махмудов, стоявший на пересечении улицы Фадеева и Оружейного переулка, позвонил своему брату Джабраилу. Тот находился в машине вместе с Рустамом. Старые «Жигули» были припаркованы на улице Александра Невского, неподалеку от дома Политковской. Киллер вошел в подъезд дома и стал поджидать свою жертву. Когда журналистка вошла в лифт, Рустам Махмудов выстрелил в нее несколько раз. Пули попали женщине в голову, в грудь, в шею, спину и бедро. Политковская умерла мгновенно. Пистолет киллер бросил на месте преступления, после чего соучастники скрылись.
Первый блин «комом»
Вначале следствие установило только исполнителей преступления. Перед судом предстали Сергей Хаджикурбанов, а также братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы. В то время их старший брат находился в розыске.
Однако в феврале 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали подсудимых, освободив их в зале суда.
Позже приговор был отменен, дело направлено на доследование, количество фигурантов увеличилось почти вдвое.
Рустама Махмудова задержали, а Лом-Али Гайтукаев и Дмитрий Павлюченков из разряда свидетелей перешли в обвиняемые.
Последний предпочел признать вину и в декабре 2012 года был приговорен к 11 годам колонии. Его дело Мосгорсуд рассмотрел в особом порядке.
Остальные пятеро фигурантов отрицали причастность к преступлению . Они снова доверили свою судьбу присяжным. Новое судебное разбирательство длилось в Мосгорсуде с лета прошлого года. Его сопровождали скандалы. Так, первая коллегия распалась, и процесс пришлось начинать заново.
Но в итоге жюри все же поверило прокуратуре. Снисхождение от присяжных заслужил только Ибрагим Махмудов.
Как заявил сегодня официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, вину подсудимых помогли доказать результаты многочисленных экспертиз. «Они, в частности, подтвердили не только сам факт присутствия Рустама Махмудова в подъезде потерпевшей в день убийства, но и установили автомобиль, на котором скрывались соучастники, а также тождество волокон на его сиденьях и на орудии преступления», — отметил он.
От 12 лет до пожизненного
Суд признал всех фигурантов виновными в совершении умышленного убийства лица в связи с осуществлением им служебной деятельности по предварительному сговору группой лиц (пункты «б», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ). Кроме того, Гайтукаев, Рустам и Джабраил Махмудовы были осуждены за незаконное приобретение, перевозку и хранение оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ), а Рустам Махмудов — за похищение человека и вымогательство (ч. 2 ст. 125.1 и ч. 3 ст. 148 УК РФ). Ему вменялся еще один эпизод. В 1996 году Махмудов с двумя приятелями похитил гражданина Оганеса Авеляна и требовал за его освобождение у его родственников 150 тысяч долларов.
Самое строгое из существующих в УК наказаний — пожизненное лишение свободы в колонии особого режима — суд назначил Лом-Али Гайтукаеву и Рустаму Махмудову.
Ибрагим Махмудов получил 12 лет, Джабраил — 14 лет, а Сергей Хаджикурбанов — 19 лет лишения свободы. Поскольку последний в феврале 2010 года был приговорен Таганским судом Москвы к восьми годам колонии за вымогательство денег у Дмитрия Павлюченкова, то по совокупности двух приговоров ему был назначен срок в 20 лет лишения свободы.
Компенсация морального вреда
Оглашая приговор, судья Павел Мелехин также полностью удовлетворил иски, которые к подсудимым заявили потерпевшие. Последними по делу были признаны дочь и сын погибшей журналистки — Вера и Илья. Причиненный им моральный вред пострадавшие оценили в 5 млн рублей, требуя взыскать с каждого из фигурантов по 1 млн рублей. Однако судья решил распределить суммы по-иному. Он взыскал по 300 тысяч в пользу дочери и сына погибшей с Джабраила и Ибрагима Махмудовых, 500 тысяч рублей — с Сергея Хаджикурбанова и по 700 тысяч рублей — с Лом-Али Гайтукаева и Рустама Махмудова.
Защита обжалует приговор
Покидая суд, защитники фигурантов заявили, что не согласны с приговором и будут его обжаловать. Так, по мнению защитника Сергея Хаджикурабанова Алексея Михальчика, «приговор суда оставил гораздо больше вопросов, чем дал ответов». Он считает, что «нет ни одного доказательства, которое бы прямо указывало на подсудимых». «Будем надеяться, что вышестоящие инстанции либо ЕСПЧ не останутся безучастными и оценят все те нарушения, которые были допущены в ходе процесса», — сказал он.
В свою очередь, адвокат Ибрагима Махмудова Сайдахмед Арсамирзаев уверен, что при рассмотрении дела «сработал тандем следователь-прокурор-судья». Приговор суда он считает ошибкой «в самом мягком случае». По мнению защитника, единственная возможность добиться оправдания подсудимых — это сделать так, чтобы родственники осужденных братьев Махмудовых сами нашли настоящих убийц.
Кстати, родные осужденных были убеждены, что севшие за убийство журналистки люди ни при чем. «Я на 100% уверен, что мои дети ни в чем невиновны», — заявил BFM.ru отец братьев Махмудовых Руслан Махмудов. Он отметил, что еще один из его пятерых сыновей, Тамерлан, когда-то также был задержан за убийство Анны Политковской, провел 10 месяцев под стражей, но потом его отпустили.
В свою очередь гособвинитель Мария Семененко была удовлетворена исходом дела. Она назвала приговор законным, обоснованным и справедливым. «Это вершина взаимодействия Следственного комитета и прокуратуры», — сказала гособвинитель.
Единственными, кто испытывал смешанные чувства, были потерпевшие. Сын Анны Политковской Илья не стал давать оценку озвученным срокам, отметив, что считает осужденных «причастными» к гибели его матери. «Говорить, что я удовлетворен, было бы преждевременным. Я буду удовлетворен, только если на скамью подсудимых сядет и получит сроки заказчик этого преступления», — сказал он.
Без заказчика
Представлявшая интересы пострадавших адвокат Анна Ставицкая обратила внимание на то, что до сих пор неясно, кто, для чего и с какой целью заказал убийство Анны Политковской. Следственный комитет лишь установил, что причиной расправы стала профессиональная деятельность журналистки, которая много писала о нарушении прав человека на Северном Кавказе, в том числе в Чечне. Но какие именно статьи и кого именно из ее героев задели ее публикации, так и остается невыясненным.