Владимир Путин готов общаться со всеми зарубежными гостями, кто приедет 6 июня в Нормандию. Президент России отправляется сегодня во Францию в связи с 70-летием высадки союзнических войск. Накануне визита глава государства дал интервью французским СМИ. Журналисты спросили Путина, готов ли он пожать руку Порошенко.

Владимир Путин«Я не собираюсь ни от кого бегать. Президент Олланд был настолько любезен, что пригласил меня, как представителя России, на эти торжественные мероприятия, трагические, печальные, и в то же время торжественные. Но там есть и другие гости. Я не собираюсь ни от кого бегать, буду, конечно, со всеми общаться. У господина Порошенко есть уникальный шанс. У него пока руки не испачканы кровью, и он может приостановить эту карательную операцию и начать прямой диалог со своими гражданами на востоке и юге своей собственной страны. Что касается отношений с Обамой, у меня нет основания полагать, что он совсем не хочет общаться с президентом России, но, в конце концов, это его выбор».

Переговоры России и Запада: есть место надежде

Встречу в Нормандии, куда отправляется Владимир Путин, наблюдатели называют исторической. Говорят, что это шанс договориться по Украине. Главной темой визита станут двусторонние переговоры с западными лидерами. Политологи, в основном, не питают иллюзий по поводу итогов мероприятий. Запад занимает жесткую позицию, тем не менее, есть новая повестка, которую можно обсуждать. А, значит, есть и надежда.

Барак Обама впечатлен тем, как Порошенко видит будущее Украины, обещает помощь в построении процветающей демократии. В отношении России все наоборот, Москва применяет «темную тактику», проявляет агрессию в украинском вопросе.

Президент США выделяет миллирард долларов на размещение дополнительных подразделений американской армии в Европе. Не отстает и Ангела Меркель: России грозят новые санкции, если наша страна не будет способствовать урегулированию украинского кризиса.

Видно, что Запад встречает Путина крайне жестко. Никаких уступок быть не может. Показателен комментарий члена общественной палаты политолога Сергея Маркова: в Нормандии НАТО может похитить Путина.

От Кремля требуют признать Порошенко, встретиться с ним, пожать ему руку и обсудить пути выхода из кризиса. И это на фоне активизации антитеррористической операции, когда самолеты бомбят Луганск. Ну, и требования перестать дистабилизировать ситуацию на границе.

Вывод можно сделать следующий: либо Путин признает Порошенко и новые власти Украины, которые при этом должны победить на Востоке, либо Россию ждет новая порция санкций.

Павел Салинполитолог«Переговорная позиция США на данный момент заключается в требовании, как минимум, признания победы Порошенко для того, чтобы потом уже той же России говорить, что она имеет дело с легитимным украинским режимом. Но я не уверен, что российская сторона пойдет на признание этого, потому, что обратного движения со стороны США и со стороны Украины не наблюдается».

Путин перед отъездом во Францию заявил, что не намерен окуппировать Восток Украины. Россия публично дистанцировалась от донбасского конфликта. По сути, лишила ДНР и ЛНР политической поддержки, надежды на помощь, и возможно на независимое будущее.

Граница в ряде случаев прозрачна: мол мы воевать не собирались. Однако, в ответ на санкции, Кремль вполне может и ужесточить позицию. Пусть не введет войска, но может реально помочь ополчению, так, что и у Москвы есть переговорная позиция

Евгений Минченко
политолог«Чем дальше, тем больше Путину будет психологически очень сложно не вмешиваться, потому что он же сам сказал, что если будут жертвы среди мирного населения, мы вмешаемся. Есть решение Совета Федерации; с точки зрения общественного мнения, разогретого российскими же телевизионными каналами, очень сложно смотреть и ничего не делать, когда на Юго-Востоке убивают людей. Такой сценарий существует, но пока он мне кажется все-таки относительно маловероятным».

Несмотря на жесткую позицию Запада, надежда на компромисс все-таки есть - после, того, как Порошенко рассказал Обаме о своем плане диалога с Востоком. Пока это децентрализация и амнистия, но, может быть, и нечто большее. По крайней мере, есть, что, обсудить на возможной встрече с Путиным.

Андрей Томский
украинский политолог«У Петра Порошенко больше нет другого выхода, как предоставить регионам определенную самостоятельность. Ничего страшного не произойдет, если законы где-то будут немножко по-разному действовать в разных частях страны, это совершенно нормально, и, в том числе, в России».

Важный момент заключается в том, что несмотря на разговоры о санкциях, их пока не собираются вводить - этот вопрос заморожен. И, несмотря на все разногласия, сам факт встречи в Нормандии подается как прорыв. А то, что будет после, это, по сути, новая повестка.

Здесь есть, что обсуждать в спокойном формате, о чем задуматься Лаврову и Керри. Есть слабая, но надежда.