Высадка в Нормандии: а нам нужна одна победа
На торжества по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии ожидают нового лидера Украины. Пожмут ли руки Путин и Порошенко? Может, Олланд рассчитывает выступить гран-посредником в урегулировании «давнего спора славян»?
Читать на полной версииНовоизбранный президент Украины Петр Порошенко примет участие в праздновании 70-летия высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.
Какая все-таки интрига закрутилась!
Еще до выборов президента Украины было объявлено, что президент России Путин прибудет на торжества по случаю годовщины открытия второго фронта в Европе. Понятно, что это значит на фоне украинского кризиса, санкций и исключения России из G8.
Из истории многотрудных отношений России и Запада на память приходит Генуэзская конференция 1922 года, когда большевистскому правительству РСФСР удалось прорвать блокаду Запада. На полях конференции было заключено торговое соглашение с Германией, означавшее фактически признание нового режима в Москве и нового статус-кво в Европе.
Исключили-то исключили, а вот на торжественном юбилее все равно встретимся. Изоляция не получается. Но Запад ведь и не стремится к ней. Стремится к тому, чтобы найти какое-то решение.
Приезд Порошенко меняет ситуацию. Получается прорыв не только для России, но и для Украины.
Исторически понятно, Россия — наследница СССР, главной силы, победившей гитлеровскую Германию. Давно пора было бы расстаться с популярной в советские времена идеей, что высадка в Нормандии была «легкой прогулкой», когда все уже было решено на восточном фронте, и участвовать как-то в ежегодных трогательных церемониях памяти на западном краю великой войны.
Но Украина? А что, Украина, как республика в составе СССР, не только по праву стоит в числе Союзных держав, разгромивших фашизм, но еще и страна-учредитель ООН, о чем мало кто сейчас вспоминает. Отдельно от СССР была. Как и Белоруссия. От нас ООН учреждали СССР (Россия), Украина и Белоруссия. Конечно, скажут: вот, Сталину хотелось не один голос в ООН получить, а сразу три. Но факт остается фактом. Украина с самого начала ООН была представлена как отдельное государство. Так что участие Порошенко уместно.
Офис французского президента подтвердил ожидаемое прибытие нового лидера Украины. В сообщении говорится, что избрание месье Порошенко открывает путь к мирному и политическому выходу из кризиса.
Я могу себе представить, как сейчас кипят телефоны и хлопают двери в кабинетах дипломатов и протоколистов. Помощники и секретари топочут по коридорам во всех столицах. Про секьюрити, шоферов, а еще и поваров, составляющих меню для совместных обедов вообще сказать страшно. Кого с кем посадить? Кто будет напротив кого? Кого подальше от другого? От этого же судьбы мира могут зависеть!
Судя по последним сообщениям, нормандские торжества не ограничатся протоколом. Встречи, первые после крымского дела и введения санкций, действительно состоятся.
Так как это толковать? Олланд в пику Путину украинского президента приглашает? Подразнить-унизить?
А может, наоборот, рассчитывает, как Саркози во время грузинской войны, выступить гран-посредником в урегулировании «давнего спора славян»? А может, к ним и Обама с Меркель присоседятся? Новый Кэмп-Дэвид? Пожмут руки Путин и Порошенко? Кому-то «нобелевка» за мир уже грезится? Может, и G8 восстановят где-нибудь на Омаха-Бич?
Пока затаим дыхание.