Поезда без перекура: с 1 июня в России ужесточается антитабачный закон
Будет ли исполняться закон о запрете курения в тамбурах, можно ли курить в европейских поездах, к каким последствиям приведет транспортный пункт антитабачного закона
Читать на полной версииВторая часть антитабачной кампании. С 1 июня запрещается курение в кафе, ресторанах и в тамбурах поездов. Business FM продолжает спецпроект, посвященный антитабачному закону. Сегодня — о запрете на курение в поездах дальнего следования.
На днях в РЖД умыли руки. Вице-президент госкомпании Михаил Акулов заявил, что «Российские железные дороги» не в состоянии решить проблемы курильщиков. А следить за тем, чтобы по привычке не дымили в тамбурах, должны компетентные органы.
Представим ситуацию. Несколько десятков человек по всему составу закурили в вагонах. Проводницы сделали замечания. Не помогло. Вызвали полицию (она есть в поезде), и стражи порядка, вполне вероятно и сами курящие, вместо того, чтобы следить за пьяными, ловить поездных воров, обращать внимание на подозрительные предметы, пойдут штрафовать курильщиков? Вряд ли. Тем более, что курение — процесс скоротечный. Пока придут полицейские, все давно разойдутся по купе. Хотя поначалу показательные акции все-таки будут, говорят эксперты.
Дмитрий Адамидовнезависимый транспортный аналитик«Первое время будем соблюдать, а потом будем делать как обычно, как попало. Как уже классик говорил, что жестокость российских законов компенсируется необязательностью их соблюдения. Объективно — эти требования просто нерациональны. Можно было создать места для курения, как всегда и было. Можно было бы решить как-то адекватно. В зале для vip все равно кто надо, тот и курит».
Есть зарубежный пример. В европейских странах курение в поездах запрещено. Но там не такие расстояния как в России. Люди зачастую едут по стране несколько дней. Курить можно только на платформах. Длительные остановки бывают раз в несколько часов, а на коротких пассажиров не выпускают. Курильщики, конечно, будут уговаривать проводниц выйти на пару затяжек. Как это сейчас происходит на рейсах «Сапсана». Кто-то, возможно, отстанет от поезда.
Валдис ПельшКурильщик и телеведущий«Я сам себе иногда задаю вопрос, когда достаю сигарету из пачки, а хочу ли я действительно курить? И, как правило, кладу сигарету назад. Но люди же индивидуальны. Если людей поместить в какое-то пространство, где они должны очень долго находиться, и не давать им курить, они будут испытывать сильный дискомфорт и будут искать способы нарушения этих правил. А тут их сразу дядька в погонах цап-царап — платите деньги. Весело, но мне кажется, все-таки должна быть разумная золотая середина».
С июня прошлого года шло обсуждение — появятся ли, например, специализированные вагоны для курения. В РЖД даже говорили, что работают над проблемой, но в последний момент просто сослались на закон. Раз он не предусматривает мест для курения в поездах, то и устанавливать их не будут. Интересно, что, когда запретили курить в аэропортах, «Шереметьево» пошел по инстанциям, и там появились курилки. Вполне возможно, что многомиллионная армия потребителей никотина задумается — может быть проще чуть-чуть потерпеть в самолете, чем мучиться в поезде, или же прятаться с сигаретой в вагонном туалете. Это, пусть не сильно, но может сказаться на выручке РЖД, у которой и так с финансами сейчас не все хорошо. Может быть, такой аргумент заставит власти заняться проблемой. Раз уж интересы половины взрослого населения страны просто игнорируются.