Два пожизненных срока за убийство Анны Политковской
Пожизненное заключение по делу об убийстве Анны Политковской прокурор Борис Локтионов запросил для организатора преступления и киллера
Читать на полной версииВ Мосгорсуде сегодня прошло обсуждение последствий вердикта по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковский, застреленной 7 октября 2006 года. Выступая в прениях сторон, гособвинители потребовали приговорить пятерых исполнителей преступления к срокам лишения свободы от 15 лет до пожизненного заключения. Оглашение приговора состоится 9 июня.
Два пожизненные срока прокурор Борис Локтионов запросил для организатора преступления, «чеченского авторитета» Лом-Али Гайтукаева, и киллера Рустама Махмудова.
Для трех других фигурантов — бывшего экс-сотрудника РУБОПа Сергея Хаджикурбанова, а также Джабраила и Ибрагима Махмудовых — они запросили 22, 19 и 15 лет лишения свободы соответственно.
Обвинительный вердикт
20 мая этого года присяжные признали пятерых подсудимых виновными в убийстве Анны Политковской. Они согласились с версией обвинения о том, что 7 октября 2006 года ее застрелил в подъезде дома №8/12 на Лесной улице из газового пистолета, переделанного под боевой, старший из трех братьев Махмудовых — Рустам. Ему помогали его младшие братья: Джабраил, который привез к месту преступления и помог киллеру скрыться, а также Ибрагим. Последний позвонил братьям, как только машина Политковской свернула во двор.
Получил же заказ от неустановленного лица дядя Махмудовых — Лом-Али Гайтукаев. Ему выделили на это 150 тысяч долларов. Когда он оказался в СИЗО по обвинению в другом преступлении, он перепоручил организацию убийства своему знакомому Сергею Хаджикурбанову, который и снабдил киллера оружием.
«Народные судьи» вынесли вердикт о виновности подсудимых большинством голосов. Впрочем, один из подсудимых, Ибрагим Махмудов, чуть не вышел из зала суда оправданным. Его вину сочли доказанной семеро из 12 присяжных. Ему не хватило всего одного голоса: по закону при равном количестве голосов, решение трактуется в пользу невиновности. Ибрагим Махмудов был признан заслуживающим снисхождения.
Впрочем, на протяжении судебного разбирательства защита заявляла о непричастности подсудимых к преступлению, а доказательства их вины называла слабыми. Чуть ли не главным из них стал биллинг — телефонные соединения братьев Махмудовых в районе убийства.
Адвокаты утверждали, что Политковская была убита не чеченцами, а профессионалами высокого класса в ходе оперативной комбинации. Они называли организатором преступления начальника отдела оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы полковника Дмитрия Павлюченкова, который на их процессе стал основным свидетелем обвинения. Он единственный признал вину, заключил сделку со следствием и в декабре 2012 года получил по приговору Мосгорсуда 11 лет лишения свободы.
Убийство без заказчика
По версии следствия, причиной расправы над журналисткой стали ее критические публикации, а заказчиком являлся герой одной из ее статей. Однако имя этого человека до сих пор, спустя годы, не установлено. Политковская много писала о нарушении прав человека в Чечне, а также о хищении госсобственности и превышении должностных полномочий в республике.
В числе возможных заказчиков убийства журналистки одно время назвались Борис Березовский и эмиссар чеченских боевиков Ахмад Закаев. Однако в «Новой газете» не верят в причастность опального олигарха, который так же, как и Политковская, критиковал власть и умер в Англии этой весной. Героем статей Политковской был бывший сотрудник ханты-мансийского ОМОНа Сергей Лапин, от которого, как говорили коллеги Политковской, журналистке поступали угрозы: она обвиняла милиционера в причастности к похищению людей.
Также она посвятила несколько критических публикаций представителю одного из некогда влиятельных чеченских тейпов, полковнику Руслану Ямадаеву. Политковская не раз обвиняла президента Чечни Рамзана Кадырова и его подчиненных в похищениях людей, вымогательствах и других преступлениях, а также критиковала работу руководителей других субъектов РФ на Северном Кавказе.
Адвокаты подсудимых утверждают, что, хотя к материалам дела приобщено множество критических публикаций журналистки, следствие так и не допросило никого их героев ее статей, поскольку не было заинтересовано в установлении истины. «В 30-м томе дела есть все статьи Политковской, имена всех ее героев. Особенно часто в них упоминался ныне временно исполняющий обязанности главы Кабардино-Балкарии Юрий Коков. Но никто из них не допрошен. Я не говорю, что они причастны, но все нужно было проверять», — заявил BFM.ru адвокат Ибрагима Махмудова Сайдахмет Арсамерзаев.
Сегодня в ходе обсуждения последствия вердикта он просил Мосгорсуд распустить коллегию присяжных и вернуть дело на новое рассмотрение со стадии предварительного слушания. Его поддержали другие его коллеги, которые также просили судью Павла Мелехина вынести их подзащитным оправдательный приговор.
Награда в 100 тысяч долларов
По мнению адвоката Сергея Хаджикурбанова Алексея Михальчика, в ходе судебного разбирательства «были допущены порядка 200 серьезных нарушений закона». К одним из них защитник относит то, что судья за 20 минут до вынесения вердикта безмотивно исключил из состава коллегии одну их присяжных, которая демонстрировала симпатию защите (старшина присяжных написала заявление на имя судьи о том, что женщина общается с выбывшими присяжными — BFM.ru). Юрист рассчитывает на отмену предстоящего приговора Мосгорсуда в Верховном суде России.
Однако его коллега Арсамерзаев не верит, что это возможно. Он полагает, что вердикт можно будет отменить лишь по вновь открывшимся обстоятельствам.
«Нам ничего не остается, как самим искать заказчиков и исполнителей этого убийства. Мы к этому готовы», — сказал адвокат. Он сообщил, что родственники Махмудовых собрали 100 тысяч долларов и готовы их заплатить тому, кто сможет предоставить информацию по громкому делу.
Отметим, что в феврале 2009 года трое фигурантов — Ибрагим и Джебраил Махмудовы, а также Сергей Хаджикурбанов — были оправданы присяжными в Московском окружном военном суде. Впоследствии этот приговор был отменен Верховным судом, а дело направлено на доследование. После этого был задержан Руслан Махмудов. Лом-Али-Гайтукаев, а также Дмитрий Павлюченков перешли из разряда свидетелей в обвиняемые.