Нормандия — Севастополь
Читать на полной версииУ сегодняшней сенсационной новости о «заявлении» принца Чарльза про Путина есть любопытная сторона. Оно прозвучало всего за пару недель до объявленной поездки российского президента во Францию на празднование 70-летия высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.
Обзор английской печати я писать не буду, скажу только, что новость эта со вчерашнего вечера идет первым номером во всех газетах, на радио и телевидении. Собственно, «заявление» — это всего лишь одна фраза, оброненная принцем во время визита в Канаду. На встрече с публикой Чарльз, узнав, что пожилая женщина, с которой он разговаривал, — иммигрантка из Польши, чудом выжила в Холокост, сказал ей: “And now Putin is doing just about the same as Hitler” — «А теперь Путин делает почти то же самое, что Гитлер».
Так его во всяком случае цитирует The Daily Mail, массовая газета с традиционно сильным интересом к освещению королевской фамилии. Подтверждать или опровергать такие сообщения не принято. Считается, что фраза произнесена в частном разговоре.
Сама по себе поездка президента России на церемонию памяти важного события в той войне, когда мы были союзниками, — благородный жест. Президент Франции приветствовал это. Про авиаполк «Нормандия-Неман» все знают. Американцы, англичане, французы участвовали несколько лет назад в параде Победы на Красной площади.
Неловкость возникает на фоне нынешних украинских событий. Россию только что исключили из G8. Ее лидеры приедут в Нормандию, а тут... Сейчас горячо обсуждают, имел ли право Чарльз так высказываться. Одни говорят, каждый вправе иметь свое мнение, другие — будущий конституционный монарх не может вмешиваться в текущую политику...
А вот расскажу лучше о некоторых исторических деталях, что не все знают. В британской армии есть уланский полк Принца Уэльского — 9-12th Royal Lancers (Prince of Wales’s). В начале Крымской войны уланы базировались в Индии. После знаменитой по стихотворению Теннисона атаки Легкой бригады под Балаклавой 12-й уланский полк перебросили в Крым для усиления пострадавшей от русских пушек кавалерии. Уланы принца Уэльского отличились в кампании, и их полк получил почетное наименование «Севастопольский».
В 1996 году принц Чарльз побывал в Крыму на открытии мемориала британским военным, погибшим в ту войну. На нем установлено несколько сохранившихся надгробий с военных кладбищ на полуострове. Британское кладбище под Севастополем посещал во время Ялтинской конференции в 1945 году Черчилль. После Второй мировой началась война холодная, оно все больше приходило в запустение и к 1980-м было уничтожено, землю распахали под садовые участки. Нынешний мемориал пришлось создавать заново.
А еще, как говорят британские журналисты, вроде бы предполагалась встреча Чарльза с Путиным в Нормандии. Во время официального визита президента РФ в Великобританию в 2003 году Чарльз, как наследник престола, то есть «замглавы государства», встречал Путина по прибытии в страну. Что теперь будет, сказать не берусь.
Зато много раз бывал здесь, в Нормандии, на том месте, где такая встреча была бы уместной. На большом британском военном мемориале в городе Байё среди более четырех тысяч могил британцев, канадцев, поляков, немцев (англичане хоронили вместе павших по обе стороны) есть семь могил красноармейцев.
Могила красноармейца на кладбище в городе Байё во Франции. Фото: Александра Аничкина
Как они туда попали, установить сейчас трудно. Я долго разыскивал, нашел упоминание об одном — умер в лагере для военнопленных. Может, кто-то из них был и в рядах французского Сопротивления. Таких примеров было немало. Кто-то, может, был пригнан немцами на работы при сооружении «Атлантического вала» против вторжения союзников. А может, они были на стороне немцев.
Как бы то ни было, могилы расположены в секторе кладбища, где лежат воины союзников. А на надгробных обелисках у каждого — красноармейская звезда и надпись Soviet Forces.
Могилы советских воинов так же хорошо ухожены, как и все остальные, с живыми цветами и зеленью вокруг. На чьи средства? Земля дарована Францией, а за сам мемориал отвечает Комиссия содружества по военным захоронениям (Commonwealth War Graves Commission) с годовым бюджетом в 66 млн фунтов (около 3,8 млрд рублей). Эти деньги предоставляют шесть стран-членов комиссии: Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия и Южная Африка.