В компании заявили, что замедление темпов роста российской экономики, а также события на Украине и в Крыму «добавляют фактор неопределенности в возможности российских банков обеспечить достаточную ликвидность для российских компаний».

Если российские банки приостановят процесс рефинансирования долгов «Мечела», компания может допустить дефолт по долгу,
указано в материалах, направленных компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Заявление «Мечела» комментирует профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

«
Мечел» находится в трудном положении, и, действительно, ему пока удавалось за счет того, что кредит более или менее доступен, перекредитовываться и это трудное положение сохранять. Понятно, что, если санкции будут усилены, если цена долга вырастет, кредит станет менее доступным, то «Мечел» может попасть трудную ситуацию. Как публично торгуемая компания «Мечел» не может не предупредить об этом инвесторов. Каждый инвестор представляет себе ситуацию «Мечела», представляет, что компания борется. Украина здесь влияет сразу с двух точек зрения. Первое — это то, что развитие событий на Украине постоянно связано с усиливающимся экономическим давлением на Россию. Во-вторых, сама ситуация, связанная с металлургией на Украине, показывает, что отрасль может быть нестабильна. И с этой точки зрения потребители на рынке могут переключиться с российского металла на других поставщиков не столько из-за вопроса цены, сколько из-за рисков».

«Мечел» — самая закредитованная горно-металлургическая компания. С начала года чистый долг компании по состоянию на 30 апреля сократился на 500 миллионов долларов и достиг порядка 8 с половиной миллиардов.

Основными кредиторами «Мечела» являются три крупнейших российских банка — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, а также большое количество западных банков, которые участвовали в синдикатах и клубных сделках.

Заявление Мечела о риске дефолта из-за Украины — это пробный шар, чтобы проверить реакцию инвесторов, говорит директор аналитического департамента ИГ «Норд Капитал» Владимир Рожанковский.

«
Мечел, естественно, сейчас пытается перестраховываться и самое главное привлекать какие-то внешние факторы в качестве аргументации, почему может произойти то, чего инвесторы не хотели бы. Позиция с точки зрения инвесторов, может быть, и неправильная, то есть, политически некорректная. Но с точки зрения менеджмента — почему бы не попробовать. По крайней мере, закинуть, что называется, удочку и посмотреть на реакцию инвесторов. Если инвесторы это проглотят — дескать, да, санкции, нестабильная система, перекредитоваться невозможно сейчас из-за негативного имиджа российского, ну, что делать, облигации имеем и соответственно, будем их амортизировать — если это пройдет, ну и хорошо. Для «Мечела». А если это не пройдет, то так же, как с заявлением относительно Twitter, можно тут же сказать, что мы просто предупредили, на самом деле это ничего не означает, и мы по-прежнему рассчитываем на реструктуризацию».

На этом фоне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что российские власти не рассматривают вопрос оказания прямой финансовой помощи «Мечелу».

Вместе с тем, по словам министра, государство так или иначе помогает компании. «Не в виде прямых каких-то субсидий, но работа ведется. Например, в виде организации согласия кредиторов на реструктуризацию долга», — пояснил Улюкаев.