Сцилла и Харибда российской власти в украинском кризисе
Нужно суметь прийти к непростому компромиссу с Западом, не слишком расстроив тех, кто продолжает кричать «Своих не бросаем!»
Читать на полной версииСергей Лавров в интервью Bloomberg призвал не называть восточных украинских активистов «пророссийскими». Как выразился министр иностранных дел, «они не хотят быть названными пророссийскими или проамериканскими, они хотят называться украинцами».
А спикер Думы Нарышкин высказался о том, что непризнание украинских выборов — «еще более печальная ситуация». Рубль растет третий день подряд. Вывод делается следующий: Москва, все-таки, решила ситуацию не форсировать, самый жесткий сценарий, скорее всего, не состоится или отложен на крайний случай.
Есть движение к тому, чтобы все-таки найти компромисс с Западом. Санкции вроде бы и смешные, но все равно вещь неприятная. Как следует из заявлений Нарышкина, выборы на Украине — меньшее из зол. Согласно опросам общественного мнения, россияне далеко не в массовом порядке хотят присоединения Донецкой и Луганской областей.
Что касается так называемых элит, здесь никогда сомнений ни у кого не возникало. Комментирует ведущий научный сотрудник «Левада-Центра» Наталья Зоркая.
По данным ВЦИОМ, число тех, кто перестал следить за событиями на Украине, увеличилось на 6% в апреле по сравнению с мартом. Вместе с тем, немало тех, кто думает: «Как же так — бросить своих, наших там? Они воюют, а мы им никак не помогаем. Немедленно ввести войска. Помочь».
Власть не может не слышать эти призывы. Говорит создатель сайта «Спутник и Погром» Егор Просвирин.
В обществе есть запрос если не на имперскую риторику, то на слоган «Своих не бросаем». В формировании такого мышления помогают федеральные телеканалы и государственная пропаганда. Видно, что большинство все-таки удовлетворилось Крымом, и фразами вроде: «Покажем этой проклятой Америке». Идти воевать за русский Донбасс готовы явно не все.
Но есть и спектр общества, который не простит власти того, что бросила одного полковника Стрелкова. И этот голос для власти важен — это не либералы, это, все-таки, государственники, причем, зачастую, хорошо организованные и сплоченные — не подведут в трудную минуту.