Арест генерала Сугробова: «Борьба с коррупцией — это танцы над пропастью»
Он проведет в СИЗО как минимум два месяца
Читать на полной версииБасманный суд Москвы в четверг санкционировал арест бывшего начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) генерала Дениса Сугробова. Он стал тринадцатым по счету и основным фигурантом громкого уголовного дела о злоупотреблениях в вверенном ему подразделении.
Следственный комитет считает, что Сугробов, фактически, руководил преступным сообществом, которое состояло из его подчиненных. Они ради продвижения по службе, премий и наград провоцировали подозреваемых на совершение преступлений. Сам Сугробов в суде отверг подозрения в свой адрес, заявив, что они «притянуты за уши» и абсурдны.
Расстроенные планы
37-летний генерал был задержан накануне на посту ГИБДД в Волгоградской области, когда вместе с женой и 12-летним сыном (всего у генерала пятеро детей) возвращался с рыбалки из Астраханской области в Москву. Он планировал по пути заехать в Волгоград, чтобы посетить Мамаев курган и посмотреть другие достопримечательности, однако его планам не суждено было сбыться.
Около полудня пятницы генерала доставили в Басманный суд Москвы, куда с ходатайством о его аресте обратился Следственный комитет России. Однако на протяжении нескольких часов судья рассматривала другие дела и поэтому генералу пришлось ждать своей очереди в конвойном помещении до половины шестого вечера. Поддержать его пришли более десятка сослуживцев и жена Мария.
Один из самых перспективных генералов МВД, которому прочили место начальника ГУ МВД РФ по Москве, а в последующем — посты заместителя министра и даже главы ведомства — Денис Сугробов лишился своей должности 21 февраля этого года. Владимир Путин уволил его после того, как днем ранее были арестованы несколько его подчиненных. Их взяли под стражу в рамках возбужденного в середине февраля Следственным комитетом России уголовного дела о злоупотреблениях должностными полномочиями. Под стражей оказались трое гражданских лиц и девять сотрудников ГУЭБ и ПК, в том числе заместитель Дениса Сугробова, генерал Борис Колесников, а также начальник управления «Б» (оно расследует преступления в бюджетной сфере) полковник Салават Муллаяров и двое замов последнего — подполковник Алексей Боднар и майор Иван Косоуров.
«Инструктаж» в приграничных районах
После своего увольнения молодой генерал оформил пенсию по выслуге лет.
Ходатайствуя о его аресте, Следственный комитет России указал, что Сугробов проигнорировал три повестки о вызове на допрос в Следственный комитет. Кроме того, он якобы собирался скрыться. Именно с этой целью генерал и выехал в Астраханскую область, а вовсе не для того, чтобы порыбачить, считает следствие. В ходатайстве СКР говорилось, что Астраханская область граничит с Азербайджаном и Казахстаном и генерал отправился в приграничные районы России для того, чтобы «сориентироваться» на местности, а также провести инструктаж членов своей семьи перед бегством.
По данным СКР, которые были озвучены в суде, не позднее января 2013 года Сугробов и его заместитель Колесников «совместно с другими неустановленными руководителями ГУЭБ и ПК», используя служебное положение, создали преступное сообщество, «в целях увеличения количественных показателей своей работы». Они вовлекли в преступную группу сотрудников, которые осуществляли оперативно-розыскную деятельность.
«С января 2013 года по февраль 2014-го они организовали и совершили не менее 10 преступлений против интересов госвласти и правосудия», — говорилось в ходатайстве следствия.
Три статьи
Сугробову инкриминировали организацию преступного сообщества, совершенную лицом с использованием служебного положения (ч.3 ст. 210 УК РФ, пункт «в»), девять эпизодов превышения должностных полномочий (пункт «в» ч.3 ст. 286), а также организацию в провокации взятки (ч. 3 ст. 33, ст. 304 УК РФ). По всей видимости, последний пункт обвинения связан с разработкой заместителя руководителя 6-й службы 9-го управления ФСБ Игоря Демина. По данным СКР, оперативники ГУЭБ и ПК пытались склонить его взять от их агента 10 тысяч долларов за «крышевание» бизнеса. Официального обвинения Сугробову пока не предъявлено.
Настаивая на аресте Дениса Сугробова, следователь Руслан Миниахметов выразил опасения, что, находясь на свободе, подозреваемый будет мешать расследованию, воспользовавшись своими профессиональными навыками, а также связями в правоохранительных органах. «В данный момент еще не установлены все соучастники преступления. Применение более мягкой меры пресечения невозможно», — заявил он.
Его поддержал прокурор Павел Филипчук. «Находясь на свободе, подозреваемый может согласовать позицию с находящимися на свободе соучастниками, а также уничтожить документы, местонахождение которых только устанавливается», — привел он свой аргумент.
«Неприлично, некрасиво» и «не те времена»
В свою очередь защитники Сугробова Георгий Антонов и Абдулвахид Баринов назвали доводы следствия безосновательными, и заверили, что бежать генерал не собирается, поскольку на его иждивении находятся пятеро детей. Они просили в аресте Сугробова отказать, а в качестве альтернативной меры пресечения предложили внести за генерала залог в размере 5 млн рублей.
Георгий Антонов не стеснялся в выражениях. Он назвал уголовное дело против гуэбовцев — местью со стороны ФСБ, сотрудника которой полицейские рискнули разрабатывать. «Они хотят извести полицейскую службу и показать: мы такие зубастые и можем даже арестовывать руководителя полиции федерального уровня», — негодовал адвокат.
«Я считаю, что это неприлично, некрасиво и сейчас не те времена, чтобы все боялись Управления собственной безопасности ФСБ! Они выполняют приказы, — настаивал Антонов. — От них зависит назначение по должности. А следователи, как армия, как рядовые солдаты, они выполняют приказы».
Адвокат пообещал довести дело до международного уровня, отметив, что это является «делом чести». «Какие тяжкие последствия: тяжкие моральные страдания коррупционеров?», — недоумевал защитник.
«Кто-то здесь думает, что Сугробов сбежит от своих пятерых детей или вернется к Каспийскому морю и наймет баркас?», — задал он напоследок риторический вопрос.
Сам Денис Сугробов выступил на заседании с целой речью. Он заявил, что ни от кого не скрывался и повестки о вызове на допрос не игнорировал, а поездку на рыбалку оплатил давно. «Я специально проехал до главпочтамта Астрахани 80 км и отправил телеграмму, что нахожусь на длительном отдыхе. Я попросил назначить дату допроса на послепраздничные дни», — рассказал он.
Кстати, когда его адвокат задал следователю вопрос, получал ли тот телеграмму на трех листах, тот признал: получал, но от кого она была, неясно. «Это просто кусок бумаги, на котором текст», — сказал Миниахметов.
Между тем, Денис Сугробов рассказал, что уже 9 мая он собирался быть в Москве и пойти с детьми смотреть парад на Красной площади.
Сугробов рассказал о мести со стороны ФСБ
Он, как и его адвокат, также был склонен считать, что уголовное преследование — это месть со стороны ФСБ. «Просто пришло указание отомстить начальнику главка за его активную работу. По всей видимости, мы залезли слишком далеко, кому-то сильно помешали», — предположил он. Генерал отметил, что в силовых структурах сложился стереотип, что только сотрудники госбезопасности могут разрабатывать сотрудников СК и прокуратуры, а это, на его взгляд, «неправильно».
По словам Сугробова, после ареста руководителей вверенного ему подразделения, раскрывших не одно громкое преступление, была парализована работа по борьбе с коррупцией в регионах.
Он назвал выдвинутые в его адрес подозрения безосновательными. По словам генерала, по должностному положению он непосредственно не занимался лично оперативно-розыскной деятельностью, не знал рядовых оперативников и агентов, а только докладывал руководству МВД и страны о результатах работы вверенного ему подразделения. В разработку к его подчиненным попадали не простые врачи и учителя, а высокопоставленные чиновники.
Сугробов утверждал, что в документах, переданных в суд в обосновании ареста, «все притянуто за уши». «Виновным я себя не считаю, никаких преступлений я не совершал. Мои сотрудники честно и бескорыстно выполняли обязанности по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти на благо Родины. Считаю уголовное преследование необоснованным», — сказал задержанный.
Обращаясь к судье Наталии Дударь, генерал заметил: «Я знаю, вам непросто будет принять такое решение с учетом резонанса. Но я обращаюсь лично к вам принять объективное решение».
«Танцы над пропастью»
Однако, проведя в совещательной комнате полтора часа, судья удовлетворила просьбу следствия, поместив Сугробова в СИЗО до 7 июля. Георгий Антонов назвал решение суда предсказуемым, отметив, что «борьба с коррупцией это танцы над пропастью». Адвокаты заявили о намерении обжаловать его в апелляции.