Украинские власти пообещали продолжить спецоперацию на востоке против повстанцев. Она будет проводиться в несколько этапов. В четверг прошел первый из них с участием армии и военной техники.

Была попытка вооруженного штурма блокпостов в Славянске, по последним данным погибли 7 человек. Однако позже антитеррористическую операцию остановили. Украинские СМИ связали это решение с учениями российской армии на границе.

На Украине есть закон «О борьбе с терроризмом», действующий с 2003 года. Одна из статей разрешает использовать при антитеррористических операциях личный состав, оружие, технику и другие средства участников силовых действий. И здесь очень важный момент. В операции на юго-востоке участвует армия, колонны бронетехники.

Войска действительно можно привлекать. Но только в случае угрозы из-за рубежа. При этом доказанных фактов иностранного присутствия на юго-востоке так никто и не предоставил. Ни Киев, ни ОБСЕ. Только голословные заявления политиков.

И есть в украинском праве определение терроризма. Это - общественно опасная деятельность с применением насилия, пыток и других преступных действий. Киев считает повстанцев террористами, поэтому и проводит силовые операции. Соответствуют ли они украинским и международным нормам – вопрос открытый.

Вадим Колесниченко
Заслуженный юрист Украины
«
С точки зрения Конституции и международного права применение армии против собственного народа является воинским преступлением. Классический пример так называемых двойных стандартов. Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то живьем поджигал работников милиции, либо мирных граждан. Буквально полтора месяца назад это происходило в центре Киева. Разве можно называть террористами людей, которые отстаивают свое право жить в своей стране? Источником власти в Украине является народ, и этот народ принимает решение о защите себя и своей власти. Своей местной власти. Это их конституционное право».

Власти Украины оправдывают свои действия присутствием российской армии у границы. Правда, только в четверг в России заявили, что проводят учения в ответ на силовую операцию в Донбассе. А вооруженное противостояние с ополченцами началось раньше.

Первую антитеррористическую операцию украинский чиновник, исполняющий обязанности президента, Александр Турчинов, объявил 14 апреля. Незадолго до этого в Черное море зашел американский военный корабль. Ко второму этапу там появился другой фрегат. И начались учения американского десанта.

Виктор Баранец
Полковник в отставке, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда»
«
Здесь наше Министерство обороны не выступает в качестве какого-то оригинала. Собственно, я также могу задать вам вопрос: а что случилось, что НАТО, вдруг, усиливает свои группировки в Прибалтике, Польше, Румынии и в других странах, которые находятся вблизи российской границы? Идет нормальная, большая, геополитическая игра. Россия в ней участвует, скрывать не будем, лицемерить не будем, будем с вами говорить правду».

Интересно, что в ходе второй военной операции украинские спецслужбы применили новые для себя методы. Вместо традиционной шифрованной связи, использовали курьеров для большей конспирации. Курьеры эти привозят военным качественные карты юго-востока и фотоснимки высокого разрешения.

Раньше таких точных материалов украинские топографы не видели, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в украинском Генштабе. А самые сложные военные задачи были возложены на спецподразделения «Ягуар», «Омега» и «Альфа».

Киев пошел на меры, на которые не решилось прежнее руководство. В феврале, когда пролилась кровь на Майдане, тоже обсуждалась антитеррористическая операция. Но это были только слова.