Реконструкция БАМа и Транссиба
Правительство разрешило использовать часть средств фонда национального благосостояния на модернизацию БАМа и Транссиба. Почему решено привлечь к реализации проекта средства господдержки? И что взамен получит государство? Об этом – бизнес-кейс с Михаилом Задорожным.
Читать на полной версииЭкономика российских регионов развивается неравномерно. Тому есть ряд причин, одна из которых, как это ни банально, – дороги. Точнее, их дефицит.
Транспортная доступность многих областей в Сибири и на Дальнем Востоке оставляет делать лучшего. А с учетом сложных климатических условий именно железные дороги для таких регионов являются наиболее надежным видом транспорта. Поэтому неудивительно, что в руководстве страны поставили вопрос о модернизации двух наиболее протяженных железнодорожных магистралей: БАМа и Транссиба. С учетом масштабов проекта инвестиции потребуются немалые. Конечно, можно спорить о том, куда выгоднее было бы вложить эти деньги. Но сам факт того, что в России нужно строить новые пути, разъезды, станции и другие объекты железнодорожной инфраструктуры, кажется, уже никто не подвергает сомнению.
Разумеется, в РЖД, которые занимается реализацией проекта, заранее просчитали его экономику. Если бы компания взяла все расходы на себя, возврата инвестиций пришлось бы ждать минимум полвека. В таком виде этот проект коммерчески невыгоден перевозчику.
Неокупаемый проект
В будущем часть затрат на модернизацию БАМа и Транссиба покроют увеличившиеся объемы грузоперевозок. Но этих поступлений все равно не хватит, чтобы полностью окупить проект:
Грузы тарифы
Юрий Бакеркин, замначальника департамента инвестиционной деятельности: Ну, безусловно, перевозки грузов доходы компании приносят. Другое дело, что они недостаточны для того, чтобы окупить такой объем инвестиций, так как на данном полигоне мы в основном перевозим низкомаржинальные грузы. Это различные угольные месторождения, которые находятся в большом количестве на Дальнем Востоке. И более того, есть еще другая проблема: слишком большие плечи. По сути, мы перевозим большой объем грузов через всю страну. И соответственно перевозка такого вида груза не позволяет компании сформировать достаточный доход для того, чтобы окупить такой значительный капиталоемкий проект.
В итоге финансирование реконструкции БАМа и Транссиба было решено разделить между РЖД и государством. Российские железные дороги берут на себя затраты по той части проекта, которая может быть эффективной для компании.
Финансирование проекта
Юрий Бакеркин, замначальника департамента инвестиционной деятельности: Общая стоимость проекта сейчас оценивается в 562 млрд рублей, из которых компания планирует потратить 302 млрд рублей, а 260 млрд рублей будет профинансировано за счет средств государственной поддержки. В 2013 году на совещании в правительстве Российской Федерации средства государственной поддержки было решено определить из двух источников. Это 150 млрд рублей за счет средств Фонда национального благосостояния, и 110 млрд рублей - это средства федерального бюджета Российской Федерации. При этом средства из Фонда национального благосостояния будут инвестированы в привилегированные акции ОАО РЖД с доходностью на уровне 2%.
Развитие инфраструктуры
Юрий Бакеркин, замначальника департамента инвестиционной деятельности: Это не строительство, так скажем, нового БАМа и Транссиба. Это развитие существующей магистрали. То есть, на каких-то участках будут строиться дополнительные вторые пути, на каких-то участках будут строиться дополнительные разъезды, на каких-то участках будут усиливаться тяговые подстанции. То есть, это развитие уже существующей железнодорожной инфраструктуры просто под планируемое увеличение объемов перевозок
Реализация проекта началась в минувшем году. Компания РЖД уже выполнила необходимые подготовительные мероприятия. Как ожидается, вскоре начнутся и строительные работы:
Рабочие места
Юрий Бакеркин, замначальника департамента инвестиционной деятельности: Безусловно, к стройке будет привлечено большое количество строительных компаний, потому что проект и масштабный и по объему инвестиций, а также и по территории. Выбор всех подрядных организаций в компании осуществляется исключительно на конкурсной основе. Соответственно, сложно сказать, кто конкретно будет работать. Тот, кто победит в конкурсе, тот и будет осуществлять строительные мероприятия. Безусловно, такое наращивание строительных мощностей потребует увеличения числа рабочих мест, и конечно, в стройку будет вовлечено большое количество людей
Конечно, возникает вопрос: насколько оправданным является финансовое участие государства в проекте реконструкции БАМа и Транссиба? Смысл в этом есть: госинвестиции вернутся в виде увеличенных налоговых поступлений в бюджет, причем в разумные сроки. Отмечает замначальника департамента инвестиционной деятельности РЖД Юрий БакЕркин:
Экономический эффект
Юрий Бакеркин, замначальника департамента инвестиционной деятельности: Важно отметить, что инвестируя 260 млрд рублей за счет Фонда национального благосостояния и прямой государственной поддержки, бюджет Российской Федерации вернет эти средства на горизонте 20-и лет. Наши расчеты показали, что инвестиции в такой крупный назовем его мега-проект сформируют за счет мультипликативного эффекта положительную бюджетную отдачу на приемлемом для государстве условиях. Это национальный проект, который обеспечивает возможности для большого количества предприятий дальневосточного региона, создаст большое количество новых рабочих мест, и, по сути, должен стать драйвером развития российской экономики на дальневосточном регионе
Завершить реконструкцию БАМа и Транссиба планируется в 2017-м году. Не исключено, что положительный эффект для российской экономики от реализации этого проекта будет ощущаться десятилетиями.