Российский президент отреагировал на события на юго-востоке Украины. Владимир Путин заявил, что, если режим в Киеве применил армию против населения своей страны, это очень серьезное преступление. И если Киев перешел к карательной операции на востоке, это будет иметь последствия для тех, кто принял такое решение.
В то же время глава комитета Госдумы России по международным делам Алексей Пушков заявил, что Россия не собирается вводить войска на Украину. Он также признал, что женевские соглашения, пока не работают, но остаются единственной базой для решения кризиса на Украине. Пушков призвал не трактовать договоренности в одну сторону. «Почему должны освобождать здания в Донецке, а не в Киеве, почему воинские части должны освобождаться в Славянске, а не под Киевом?», — сказал он.
Сегодня на юго-востоке Украины произошло новое обострение ситуации. В результате захвата блокпостов под Славянском погибли пять ополченцев. О результате спецоперации сообщило МВД Украины. «В ходе проведения антитеррористической операции подразделениями МВД и МО деблокированы и уничтожены три блокпоста незаконных вооруженных формирований в северо-восточной части города Славянска Донецкой области. Во время боевого столкновения до 5 террористов было уничтожено. Со стороны участников АТО один боец получил ранение», — говорилось в сообщении.
О том, как дальше может складываться ситуация на юго-востоке Украины, в интервью Business FM рассказал доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.
История, которая сейчас развивается на востоке Украины — в Славянске, в соседнем Артёмовске, насколько это серьезное обострение? Не приведет ли оно к радикализации событий на Украине?
Кирилл Коктыш: Оно может привести к радикализации, потому что по мере того, как проливается все большее количество крови, страна входит во все большую конфронтацию. И все это может сползать тихим ползучим образом к реальной гражданской войне, что, наверное, будет катастрофой не только для Украины, но для всех остальных. Логика понятна — сегодняшней киевской власти нужно продемонстрировать любой ценой, что она хоть что-то может сделать, что она может проявить какую-то твердость. При этом мы знаем, что танки против мирного населения — это очень плохой вид вооружения. Все-таки город берется тем, что завоевываются сердца жителей, а не тем, что в него вводятся танки.
Как Москве действовать в этих условиях?
Кирилл Коктыш: На сегодня пока только политически. Ситуация еще не вышла из состояния контролируемого кризиса. Завтра она может из этого контролируемого кризиса выйти, и, самое главное, во-первых, признание того факта, который уже принят в Женеве, что речь идет о расколе внутри Украины, не о российских происках. И вторая вещь — ставить вопрос о том, что западные ценности, провозглашаемые ценности демократии и свободы перестают действовать, потому что невозможно их применять к одной половине страны и отрицать возможность их применения к другой. И это тоже является достаточно серьезным вопросом, который будет привлекать внимание Европы. Здесь политический простор для действия остается еще не такой маленький и довольно многие вещи можно успеть реализовать.
Насколько власти в Киеве сейчас контролируют ситуацию в целом в стране?
Кирилл Коктыш: Очень условно. Применение военной силы против собственного народа — это как «на штыках, конечно, можно прийти к власти, но сидеть на штыках совершенно невозможно». Применять военную силу — это последний аргумент, никаких других аргументов нет, что идеологического ресурса, материального, политического ресурса у этой власти нет, остается только бряцать железом и пытаться таким образом, в режиме совершенно жесткого запугивания, действовать. И понятно, что таким образом можно одержать только тактические победы, но стратегически это будет абсолютно безусловный провал.
Недавно в Киев приезжал глава ЦРУ, после этого началась первая фаза силовой операции на востоке. Сейчас ездил Байден, и вот продолжение. Это совпадение или нет?
Кирилл Коктыш: Штаты заинтересованы в том, чтобы ситуация на Украине развивалась по конфликтному сценарию. В отличие от всех остальных, Европы и России, они от этого будут выигрывать. Более того, если послушать заявление Обамы, которое он делал, убеждая европейцев в том, что Россию нужно изолировать, то фактически его речь звучала как бизнес-план: покупайте американский газ и вооружайтесь за счет Соединенных Штатов. Штаты сейчас сделали ставку на консолидацию Европы против России на волне украинского кризиса, когда таким образом Европа сможет покупать более дорогой американский газ, по политическим мотивам отказываясь от российского газа, и ровно по политическим мотивам сможет покупать у Штатов то вооружение, которое ей сегодня, в общем-то, не нужно вообще. И если эта стратегия является доминирующей, то Штатам нужно, чтобы Украина превратилась в кризисную зону всерьез и надолго, игнорировать которую было бы невозможно. Я думаю, что это не просто совпадение, это реализация понятных бизнес-интересов.