Осложнение отношений между Россией и Украиной выходит на новый уровень. МВД Украины сообщило об аресте Одесского нефтеперерабатывающего завода. Под арест попали имущественный комплекс и земельный участок НПЗ. Соответствующее решение суда страны вступит в силу 24 апреля.

Сейчас НПЗ находится в собственности ВТБ.

До этого собственником актива была группа «ВЕТЭК» бизнесмена Сергея Курченко, обладавшего репутацией человека, близкого к Виктору Януковичу. Украинский бизнесмен приобрел актив несколько лет назад у ЛУКОЙЛа, который выставил НПЗ на продажу из-за сложностей с поставками сырья.

ВТБ и предоставил финансирование для сделки. Ее сумма, по неофициальным данным, составила 300 млн долларов. Ранее губернатор Одесской области Владимир Немировский заявлял, что имущество завода и было залогом по кредиту.

Вместе с победой Майдана в опале оказался и Сергей Курченко. 20 марта он был объявлен в розыск в связи с подозрениями в хищении имущества государственной компании «Укргаздобыча». Власти страны также обвинили опального бизнесмена в контрабандных поставках нефтепродуктов. По мнению следователей, в течение двух последних лет на территорию страны ввозились нефтепродукты, которые, согласно документам, уходили на экспорт, но на деле Украину не покидали: их хранили на нефтебазах, откуда постепенно продавали потребителям. По оценкам главы МВБ страны Арсена Авакова, ущерб от действий Курченко за последние два года превысил 600 млн долларов.

В ходе расследования украинскими правоохранителями было изъято и арестовано более 75 тысяч тонн нефтепродуктов. Досудебное расследование по делу о контрабанде продолжается. Сегодняшнее решение суда принято в рамках расследования по делу о контрабанде нефтепродуктов.

Сама по себе работа Одесского НПЗ была остановлена еще в феврале. Почти все руководство завода распущено.

Актив перешел к ВТБ. По неофициальным данным, банк принялся искать покупателя на завод и начал предварительные переговоры с «Роснефтью».

Почти одновременно с этой новостью о необходимости возвращения завода в собственность украинских инвесторов заявил Арсен Аваков. «Взялись за разоблачения мошенничества в рамках формальной процедуры с тем, чтобы вернуть собственность завода в Украине», — писал в конце марта глава украинского МВД.

Представители ВТБ в ответ заявляли, что договор залога по этому активу был заключен в полном соответствии с действующим законодательством Украины.

«Мы пока не видели никаких официальных документов, но, если эта информация соответствует действительности, то мы, как заявляли ранее, считаем подобные действия абсолютно необоснованными и несправедливыми», — заявили в российском банке.

Вероятно, это обеспечительные меры, допускает управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Легис групп» Сергей Горбачев.

Сергей Горбачев:
«
Теперь у ВТБ нет возможности перепродать или совершить другие сделки с третьими лицам, а у МВД Украины появится время чтобы доказать свою правоту. По всей видимости, подобные действия свидельствуют о желании вернуть НПЗ в собственность государства, но сделать это будет невозможно без соответствующих судебных решений».

У Украины почти нет рычагов для оказания экономического давления на Россию, подчеркивает партнер консалтинговой фирмы RusEnergy Михаил Крутихин.

Михаил Крутихин:
«
Скорее всего, попытка возвращения контроля будет подаваться как возмещение потерянного в Крыму имущества. Но в этом случае ущерб для российского банка будет не слишком крупным».

Отметим, практически единственным важным рычагом давления на Россию для Украины остается организация транзита газа. Однако рычаг этот носит «двухсторонний характер» и может привести к осложнению отношений и с европейскими странами.