Басманный суд Москвы в понедельник отказался отпустить из СИЗО бывшего владельца обанкротившегося КБ «Мой Банк» Глеба Фетисова, обвиненного в махинациях с активами кредитного учреждения. Его защита предлагала рекордную сумму залога — 555 млн рублей. А сам обвиняемый уверял, что готов помочь возместить потери вкладчикам. Но доводы следствия перевесили полмиллиарда.

47-летний бывший сенатор от Воронежской области, а ныне сопредседатель партии «Альянс Зеленых — Народная партия» Глеб Фетисов был задержан 28 февраля этого года в одном из столичных аэропортов, по прилету из Франции. В тот же день Басманный суд санкционировал его арест. Из официального сообщения СКР следовало, что активы «Моего банка» на сумму более 6 млрд рублей были выведены. Однако 7 марта Следственный комитет России предъявил Фетисову обвинение на гораздо меньшую сумму — в хищении 555 млн рублей.

Предпринимателю инкриминировали мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере ( по части 4-й статьи 159 УК). Однако пока он единственный фигурант.

31 января этого года ЦБ отозвал у банка лицензию. Фетисов переадресовал возникшие проблемы новым собственникам банка, которым он продал учреждение перед Новым годом.

Кстати, экс-банкир входит в сотню богатейших российских бизнесменов. Журнал Forbes поместил его на 76-е место с состоянием $1,9 млрд.

На рассмотрение ходатайства Следственного комитета о продлении миллиардеру срока ареста приехали многочисленные друзья и его супруга Татьяна. Маленький зал суда был забит до отказа.

СКР обещает установить новые эпизоды

Следователь Роман Нестеров попросил оставить обвиняемого в СИЗО еще на четыре месяца — до 22 августа. Он пояснил, что именно на такой срок продлен срок следствия по делу. За это время следователям предстоит проделать большой объем работы: отсмотреть изъятые электронные носители, допросить 15 бывших сотрудников «Моего банка», а также Центробанка, провести экспертизы и получить ответы на ранее направленные запросы.

«Сумма вмененного Фетисову хищения составляет свыше полумиллиарда, — сказал Нестеров. — В настоящее время устанавливаются новые эпизоды преступной деятельности Фетисова».

Следователь настаивал, что выпускать обвиняемого из СИЗО категорически нельзя: «Есть данные, что находясь на свободе, он может оказать на свидетелей — бывших сотрудников КБ «Мой банк», собственником которого он являлся до последнего времени. Кроме того, Фетисов может уничтожить доказательства».

В подкрепление своих доводов сыщик передал судье оперативную справку ФСБ, в которой говорилось, что коммерсант часто бывал за границей и там имеет банковские счета.

«Я не располагаю никакими зарубежными счетами, иначе я не мог бы участвовать выборах губернатора Московской области, а также мэра Москвы!», — тут же отреагировал бизнесмен.

Благодарность от президента

Трое адвокатов вручили судье документы, которые характеризовали подследственного исключительно с положительной стороны. Среди них была благодарность от президента РФ Владимира Путина, грамота Российской академии наук, в которой Фетисов является членом-корреспондентом, а также грамота председателя Совета федерации, где Фетисов проработал 8 лет в качестве сенатора.

Адвокат обвиняемого Самвел Караханян заявил, что оперативная справка ФСБ — не более чем фикция. «Недаром подробно перечислив все страны, где Фетисов бывал, они не указали какие зарубежные счета и где они у него имеются», — указал он.

Доводы следствия защитник назвал не более, чем предположениями. Он и его коллеги предложили поместить Фетисова под домашний арест, освободить под поручительства почти двух десятков депутатов Госдумы, а также советника президента России Сергея Глазьева или отпустить под залог на сумму инкриминируемого хищения — в 555 млн рублей. Деньги за Фетисова готова была внести его супруга Татьяна.

«Фантастическая реальность»

Сам Фетисов заявил, что никакой преступной деятельностью он никогда не занимался, а «факты, изложенные в обвинении, не соответствуют действительности».

«Это дикое предположение, что я могу кого-то запугать и оказать на кого-то давление. Я член-корреспондент РАН! — возмутился он. — Неужели такой человек может кому-то угрожать или кого-то запугивать? Для меня это обвинение — это фантастическая реальность!».

Арестованный посетовал, что за два месяца нахождения в СИЗО у него значительно пошатнулось здоровье — обострилась гипертоническая и мочекаменная болезнь и теперь он вообще боится за свою жизнь.

В завершение бизнесмен сообщил, что, несмотря на непризнание вины, он готов помочь вкладчикам «Моего банка» получить обратно потерянные деньги. 12 марта через депутата Госдумы Дмитрия Гудкова он направил на имя председателя СКР Александра Бастрыкина соответствующее обращение. «В нем как раз говорилось, что я готов погасить обязательства перед вкладчиками, которые на себя взяло Агентство по страхованию вкладов», — пояснил он.

Предложение «разрулить» ситуацию

Фетисов также рассказал, что аналогичное письмо он направил на имя министра финансов РФ и по совместительству председателя совета директоров АСВ Антону Силуанову. В нем он выразил готовность выкупить у АСВ права требования у банка. Однако пока никакой реакции на его обращения не последовало.

Услышав это, следователь выразил удивление: почему обвиняемый не обратился и к нему или к конкурсному управляющему с просьбой погасить причиненный ущерб.

«Потому что наш подзащитный преступления не совершал. Он не признает вину! Он готов помочь АСВ и вкладчикам разрулить ситуацию. А то, что вы предлагаете, он не может. Он не может возмещать ущерб в преступлении, которое он не совершал», — объяснил сыщику другой адвокат Фетисова Игорь Дунаев.

В итоге, пробыв в совещательной комнате 40 минут, судья Артур Карпов ходатайство следствия удовлетворил, оставив Фетисова в СИЗО до конца августа. Адвокаты заявили BFM.ru, что намерены обжаловать принятое решение в апелляции.

А друзья арестованного сказали, что связывают возникшие у Глеба Фетисова неприятности с его планами по руководству оппозиционной партией, куда он планировал вложить 1 млрд собственных средств.