Первый и самый популярный сценарий, что Россия, все-таки, не будет присоединять восток Украины. В первую очередь потому, что это сулит очень серьезное обострение с Западом. А также серьезная экономическая проблема — принять к себе сложный промышленный регион с шестью миллионами населения, платить им пенсии и пособия, обеспечивать заказами предприятия.

Поэтому очень вероятно, что силы самообороны при поддержке местных жителей провозгласят независимую республику или несколько подобных образований — на базе, скажем, Донецкой и Луганской областей. Формально они не войдут в Россию, но обеспечат буферную зону с прозападной Украиной.

Хотя здесь также есть заметный изъян. Новое государство явно не проживет самостоятельно в условиях блокады со стороны Киева, а кроме Москвы им помогать некому. Получается, что нагрузка на бюджет в любом случае неизбежна. Но здесь важна больше политическая целесообразность, комментирует политолог Станислав Белковский.

«
Что касается судьбы юго-востока Украины, то, к сожалению, она сегодня не в руках Украины. Она сегодня, во-первых, в руках России, во-вторых, естественно, в руках населения юго-восточных регионов Украины, значительная часть которых выступает за альянс с Россией в той или иной форме, и против этого не попрешь. Ну, и, конечно, в руках США и ЕС, которые, как я понимаю, своего стратегического подхода к происходящему еще не сформулировали, ибо все происходящее для Штатов и Евросоюза несколько неожиданно, так как ломает инерционный сценарий развития существующего миропорядка».

Следующий сценарий собственно, то, что было официально озвучено — добиваться федерализации, демонстрируя Западу зверства киевских карателей и реальные требования народа. Есть малая вероятность того, что США и ЕС, которые пока никак не могут решить, как себя вести, опасаясь экономического разрыва с Москвой, пойдут-таки на уступки, и заставят своего союзника внять требованиям Кремля.

Хотя и Западу нужно сохранить лицо — как защитнику существующего миропорядка. Таким образом, возникает третий сценарий, смысл которого в его полном отсутствии. Можно предположить, что народ вышел на улицы стихийно. Москва следит за развитием событий и решит по факту, отмечает политолог Кирилл Коктыш.

«
Вероятность масштабной дестабилизации остается очень высокой. И в этом плане нельзя исключать, что восточные части Украины будут постепенно дрейфовать в сторону России как в сторону более безопасного места, не желая тонуть вместе с остальным украинским кораблем. Но это только в случае худшего сценария - если гражданская война станет неизбежной и единственной реальностью».

Впрочем, теоритически власти в Киеве могут и победить, а хуже всего, если начнется полномасштабная гражданская война. И здесь уже главный вопрос — решится ли Москва вмешаться. Что тогда будет, лучше пока не прогнозировать. Есть еще разные аспекты — это появление посредников. Например, Александра Лукашенко или Рината Ахметова как представителя Востока, которые помогут найти какой-нибудь компромисс. Хочется в это верить.