«Цветы из неволи» и «Васильковые песни Жени Васильевой»
Открылась выставка картин главной фигурантки дела «Оборонсервиса». На днях состоится презентация сборника стихов
Читать на полной версииВ Москве сегодня открылась персональная выставка картин Евгении Васильевой — главной фигурантки скандального дела «Оборонсервиса». «Цветы из неволи» — так называется экспозиция, которую в течение двух дней можно будет увидеть в галерее «Экспо-88». На суд общественности представлены 18 работ. Часть из них оказались посвящены уголовному преследованию художницы. Портрета Анатолия Сердюкова среди них не оказалось.
Открытие выставки в самом центре старой Москвы, в районе станции метро «Китай-город», вызвало небывалый ажиотаж. Маленькое помещение над офисом турфирмы было забито до отказа журналистами и творческим бомондом.
«Жаль, что нет портрета Сердюкова», — сокрушались присутствующие. Но директор галереи Елена Яковлева объясняла, что выставлять картину бывшего возлюбленного художницы, экс-министра обороны России, она и не собиралась.
«Когда я пришла отбирать работы, их было около 60-ти. Я отобрала 25. Потом решили выставить 20. Но две картины оказались слишком большими, и поэтому выставили 18. Но я считаю, что этого достаточно, чтобы ощутить художника», — рассказала она BFM.ru. По ее словам, автор работ доверилась ее вкусу и ни на чем не настаивала: «Евгения лишь удивлялась, почему я отобрала то, а не это».
Сама Васильева, находящаяся под домашним арестом по обвинению в хищениях на сумму свыше 3 млрд рублей, на открытие экспозиции не пришла: она может покидать квартиру только по разрешению следователя, да и то в исключительных случаях.
Зато она собственноручно подписала буклеты с фотографиями своих работ, которые вручали прессе. Некоторые из них, такие как «В клетке», сопровождали стихи. Их фрагменты присутствовали и на самом полотне.
«Птицу в клетке заперли, крылья погубили,
Тяжесть нацепили, под замок закрыли.
И свободно птица больше не летает,
Трепетно отныне птица увядает…»
Кстати, эту работу Яковлева считает наиболее сильной. Она рассказала, что название выставки «Цветы из неволи» было выбрано не случайно: Васильевой дарят цветы друзья и знакомые, и она пишет натюрморты.
«Желтые розы», «Цветы Дудинского», «Миражи» — гласили названия довольно спокойных картин. «В заточении», «Суд», «Жертва», — удивляли экспрессией другие.
На одной их них, автопортрете под названием «Жертва», Васильева была изображена с алыми крыльями и связанными веревками руками. На другом — с кителем на голое тело и обнажённым плечом, к которому гвоздями прибит погон. «Фемиду», как и положено, художница изобразила с завязанными глазами. А вот «Суд» для нее это клоуны. Сама она — находящаяся в отделении девочка на шаре, чье положение очень шатко.
Интересно, что все картины Евгения Васильева написала в 2013-2014 годах: попав под домашний арест в рамках дела «Оборонсервиса», она увлеклась живописью. Сначала женщина пыталась делать копии картин старых мастеров, потом наняла преподавателя.
Дать четкое название стилю и направлению, в котором рисует художница, эксперты пока не берутся.
«Это лишь начало творческого пути. Ее стиль не сформировался. Здесь есть и реалистические полотна, как, например, ее автопортрет, а есть и тончайший импрессионизм», — говорит Елена Яковлева. Кто спонсирует выставку, она не в курсе, да и не задавалась этим вопросом.
Мастер политического полотна художник Андрей Будаев был высокого мнения об увиденном. «Очень красиво, верно, актуально и искренне, — вынес он свой вердикт. — В основе всех работ — человеческая драма женщины: то, как, оказавшись в трудной жизненной ситуации, человек чувствует, переживает и рефлексирует. В данном случае очень живописно рефлексирует. Я вообще считаю, что женщинам нужно больше сидеть дома и чаще рисовать», — добавил он.
Художник был уверен, что работы Васильевой будут пользоваться успехом у коллекционеров. «Наверняка половина картин уже распродана, — предположил Будаев, который сам уже успел нарисовать и Анатолия Сердюкова, и Евгению Васильеву, и другую фигурантку дела «Оборонсервиса» Екатерину Сметанову. Он советует новоиспеченной художнице поговорить с Зурабом Церетели на предмет вступления в Московский Союз художников.
Присутствовавший на открытии выставки художник и писатель Игорь Дудинский признался BFM.ru, что является поклонником творчества Евгении Васильевой и даже порвал с некоторыми из своих знакомых, представителями либеральной интеллигенции, которые осудили женщину еще до начала суда и не захотели иметь с ней ничего общего.
«Я ее воспринимаю как белую ворону и считаю ее святой», — сказал BFM.ru он. Дудинский был уверен: женщину подставили, и она не виновна в многомиллиардных хищениях. «Это абсолютно искренний, чистый и добрый человек, хотя и является продуктом своего времени. С одной стороны, она абсолютно человек духовный, потом что понимает: есть ценности повыше материальных, и вместе с тем она человек очень практичный и хваткий. Но это свойство 21-го века. Удивительно цельная натура все вместе», — не скрывал мужчина своего восхищения.
Собравшиеся были едины в одном: это пока не совсем полноценная выставка, а лишь заявка. Большую же экспозицию своих работ Евгения Васильева планирует организовать осенью. Кстати, на днях выйдет сборник ее стихов, который называется: «Васильковые песни Жени Васильевой». Уже в этом месяце состоится презентация. По некоторым данным, она может пройти в Новом Манеже, после чего книга поступит в продажу.
Некоторые из своих стихов Евгения Васильева уже опубликовала в буклете. Вот фрагмент одного из них под названием «Улыбаться». Он иллюстрирует оптимистичную картину «Дама с бокалом».
«Ничего не стоит мне бояться —
Так как свет приходит после тьмы.
И опять я буду улыбаться,
Как от солнца зайчики весны»
Что же касается персональной выставки «Цветы из неволи», то она продлится в галерее «Экспо-88» до завтрашнего дня включительно. Вход на нее бесплатный.