Реформа МСУ усилит роль муниципалитетов, считает эксперт
Положительные отзывы на законопроект в профильный комитет направили уже 20 субъектов Федерации
Читать на полной версииКомитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в пятницу, 11 апреля 2014 года, рекомендовал нижней палате одобрить в первом чтении законопроект о реформе МСУ. Депутатам предстоит утвердить общую концепцию реформы, нюансы которой будут доработаны на парламентских слушаниях, а после первого чтения регионы продолжат вносить свои поправки.
Положительные отзывы на законопроект в комитет направили 20 субъектов Федерации — из Брянской, Вологодской, Калининградской, Калужской, Орловской, Пензенской, Самарской, Смоленской, Тамбовской и Тверской областей, Камчатского и Ставропольского краев, а также из республик Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Коми и Тывы.
Напомним, в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предлагается внести три изменения. Первое — распространение двухуровневой модели организации МСУ на крупные городские округа с внутригородским делением, второе — установление единственного способа формирования представительных органов муниципальных районов, третье — уменьшение полномочий органов местной власти в сельских поселениях.
«Единая схема формирования представительных органов районов будет в большей степени отвечать муниципальной природе района, одновременно и укреплять позиции поселений», — подчеркнул глава профильного комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению Виктор Кидяев (фракция «Единая Россия»). Он добавил, что таким образом представительные органы уже формируются почти в трети муниципальных районов России.
Окружная дума будет формироваться из числа районных депутатов. Из числа окружных депутатов будет избран глава города. Глава администрации или сити-менеджер будет назначаться специальной комиссией. Работать он будет по контракту, заключенному на срок от 2 до 5 лет.
По словам Кидяева, внутригородские районы в городском округе не будут создаваться в обязательном порядке. «Мы предлагаем, чтобы решение о делении города на районы принимал субъект РФ», — подчеркнул он. «Повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления является сквозной идеей законопроекта. Они нас давно об этом просят», — уточнил парламентарий.
Депутаты отмечают, что на первое чтение выносится фактически сама концепция законопроекта. По их словам, документ еще потребует «детальной проработки». При доработке законопроекта предполагается сосредоточиться на «институциональных основах МСУ, финансовых основах для исполнения полномочий, а также в целом на вопросах переходного положения», — отметил член профильного комитета, депутат от «Единой России» и председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко.
Основные положения реформы заслужили одобрение профессионального сообщества. По мнению гендиректора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, «это связано, в том числе, с тем, что основные дискуссии по наполнению реформы прошли еще до внесения законопроекта в Госдуму — разработчики собрали мнение регионов и мнение муниципалов, и именно на их основе готовили законопроект».
Эксперт считает, что разработчикам удалось реализовать в законопроекте главную мысль реформы — о приближении власти к людям. «Реформа позволяет приблизить местную власть к людям, создать социальные лифты, преодолеть разрывы между гражданским обществом и местной элитой. Прямые выборы на самом низовом уровне исполнительной власти позволят сформировать мощный кадровый резерв для всей страны», — считает Николай Миронов.