Экс-мэра Махачкалы Амирова защитит собственный сын
Рассмотрение дела о подготовке теракта начнется 24 апреля с участием тройки судей
Читать на полной версииПроцесс над бывшим мэром Махачкалы Саидом Амировым и его племянником, экс-заместителем главы Каспийска Юсупом Джапаровым будет открытым. Такое решение принял сегодня Северо-Кавказский окружной военный суд в ходе предварительного слушания по делу. Рассмотрение дела по существу начнется 24 апреля. Оба подсудимых обвиняются в подготовке теракта и незаконном обороте оружия.
Решение слушать дело в Ростове-на-Дону было принято в целях безопасности участников процесса и для обеспечения беспристрастного разбирательства.
Поддержать подсудимых приехали многочисленные друзья и родственники. Однако им пришлось ждать конца предварительного слушания в коридоре, поскольку по закону эта стадия процесса проходит за закрытыми дверями.
Сын за отца
При желании сам процесс можно было бы тоже объявить закрытым, сославшись на ту же безопасность. Однако адвокаты Амирова попросили сделать его публичным. Прокуратура возражать не стала, и судья просьбу удовлетворил.
По ходатайству адвокатов он также допустил к участию в процессе одного из сыновей экс-мэра — Далгата Амирова. Он будет выступать в качестве общественного защитника.
Как рассказал BFM.ru адвокат Саида Амирова Владимир Постанюк, сегодня защита также планировала заявить ходатайство о возвращении дела прокурору в связи с нарушениями, допущенными при составлении обвинительного заключения. Но адвокаты отказалась от этой мысли. «Наши клиенты решили, что это приведет к ненужной волоките и затянет процесс», — пояснил защитник.
После этого встал вопрос о мере пресечения. Оба фигуранта все это время находились под стражей: Юсуп Джапаров — с 31 марта прошлого года, а Саид Амиров —с 1 июня прошлого года.
Представители прокуратуры просили оставить подсудимых в СИЗО на период разбирательства. По их версии обвиняемые могут воспользоваться своими связями и оказать давление на свидетелей, если окажутся на свободе.
Защита возражала. Адвокаты попросили избрать подсудимым любую другую меру пресечения, не связанную с лишением свободы: подписку о невыезде, залог или домашний арест.
«Все доказательства по делу уже собраны, и повлиять на что-то или на кого-то уже невозможно», — настаивал Владимир Постанюк. Он отметил, что главный свидетель обвинения — помощник прокурора города Кизляра Магомед Абдулгалимов — находится под стражей, добраться до него там невозможно. Ранее Магомед Абдулгалимов дал признательные показания следователям.
Юридическая коллизия и проблемы со здоровьем
Адвокат подсудимого указал на юридическую коллизию. Он заявил, что по данному делу мера пресечения Амирову и Джапарову вообще не избиралась и оба оказались в СИЗО по другому делу, где фигурирует еще около десятка человек.
«Однако Верховный суд России в феврале этого года продлил обоим обвиняемым срок нахождения под стражей до 28 апреля», — сказал Постанюк.
Он и его коллега также высказали сомнения в том, что в ростовском СИЗО Амирову окажут такой же уход, как и в столичном изоляторе. Экс-мэр Махачкалы перенес больше десятка покушений и теперь прикован к инвалидному креслу. «Ему необходим большой перечень врачей, которые в Москве ему предоставили, и они постоянно оказывали ему помощь», - сказал защитник.
Однако судья в итоге постановил, что оснований для выхода фигурантов на волю не имеется. Он оставил подсудимых в СИЗО до 20 сентября.
Теракт с помощью ЗРК
Саиду Амирову и Юсупу Джапарову предстоит держать ответ по обвинению в «приготовлении к совершению террористического акта» (ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ). Кроме того, Амирову инкриминируется «организация незаконного оборота оружия» (ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 222 УК РФ), а его племяннику — пособничество в совершении этого преступления (ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 222 УК РФ).
По версии следствия, с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2» (ЗРК), подсудимые хотели сбить самолет с политическим конкурентом мэра Махачкалы — депутатом Народного собрания Дагестана, управляющим отделением Пенсионного фонда республики Сагидом Муртазалиевым.
Теракт планировалось списать на боевиков. Поскольку потерпевший пользовался не только частными чартерными, но обычными рейсами, погибнуть могли десятки людей.
По некоторым данным, задуманное не удалось довести до конца, потому что злоумышленникам не удалось найти исполнителя, который бы хорошо владел переносным ЗРК.
О том, что Амиров и его племянник готовили убийство Муртазалиева, следователям сообщил проходящий с ними по основному делу помощник прокурора Кизляра и бывший помощник прокурора Хасавюрта Магомед Абдулгалимов. В криминальных кругах он известен под прозвищем Колхозник.
Всего в рамках этого дела были арестованы 11 человек, включая Амирова. Позже в отношении одного из фигурантов — Гаджи Джамалутдинова — дело закрыли, а его самого отпустили.
Как считает следствие, группировка Колхозника, состоявшая как из силовиков, так и бандитов, исполняла заказы на устранение людей. Одной из их жертв был руководитель следственного отдела по Советскому району Махачкалы Арсен Гаджибеков. По данным Следственного комитета, по указанию Амирова он был расстрелян возле своего дома в декабре 2011 года.
Впрочем, ни по основному делу, ни по делу о подготовке покушения на Сагида Муртазалиева Амиров и его племянник вину не признают. Отстраненный от должности мэр Махачкалы считает, что когда с ним не смогли расправиться физически, то попытались сделать это с помощью уголовных дел.
Амиров «должен был умереть еще лет семь назад»
«Никаких оснований для убийства Сагида Муртазалиева у моего подзащитного также не было, — заявил BFM.ru Владимир Постанюк. — Они политики разных весовых категорий, с которым у него не было по большому счету противоречий. Амиров знал его поверхностно и вежливо называл «молодым человеком»». По мнению адвоката, у защиты имеются неплохие шансы добиться оправдания подсудимых.
Судить Амирова будет тройка профессиональных судей. Впрочем, даже если они признают Амирова виновным и назначат ему реальный срок, он, по закону, подлежит освобождению от отбытия наказания в связи с тяжелыми заболеваниями.
«Помимо того, что нижняя часть тела у Амирова парализована, есть заключение врачей, которое гласит, что половина органов у него просто не работает, — объяснил Постанюк. По его словам, медики признались, что Амиров «должен был умереть еще лет семь назад».