Супервулканы не извергались на Земле последние 70 тысяч лет. Поэтому, как это происходит, ученые только догадываются. Прогнозы от восхищенных «Ну, наконец-то мы это увидим» до апокалиптических «Это последнее, что мы увидим».

По площади вулкан Йеллоустон занимает почти четыре тысячи квадратных километров. Это два Токио. Живет уже два миллиона лет. И каждые 640 тысяч из них напоминает о себе извержениями. Очередь следующего сейчас. И очень похоже, к этому все идет, предполагают вулканологи.

Во-первых, в гейзерных озерах вокруг вулкана температура воды выросла сразу на 20 градусов. Во-вторых, уже целую неделю территорию Йеллоустонского парка постоянно трясет.

Картину дополняет массовая миграция бизонов: ролик со стадами бегущих животных на этой неделе появился на сайте YouTube. Впрочем, в достоверности видео есть некоторые сомнения, говорит вулканолог Анатолий Хренов.

«
В Интернете фотографии приведены, бизоны бегут оттуда. Их что, подковать успели что ли? Чего они по асфальту-то бегут? Когда рядом кругом трава и нормальная дорога есть для них. Всю жизнь они по прериям бегают, по мягкой почве. Но это один из таких моментов. Но просто американцы должны же деньги получать для содержания парка и того-сего. Вот и раздувают такую штуку».

Но если Йеллоустон все проснется, последствия от его извержения будут катастрофичны. Прежде всего, для США. Страну до самых мексиканских границ накроет раскаленным слоем пепла и отрежет от всего мира, потому как авиация надолго будет прикована к земле.

Всем остальным землянам придется запастись теплой одеждой, продолжает старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Татьяна Чурикова.

«
Супервулканы могут давать выбросы на высоту 80-100 километров. Вся стратосфера закроется этим пеплом, и прохождение солнечных лучей на Землю прекратится на очень долгое время. По разным оценкам, от одного года до шести лет. Температура сразу понизится».

Пока успокаивает одно. Вероятность подобного сценария невелика. И есть альтернатива в виде просто мощного землетрясения. К последнему варианту склоняется большинство ученых. И это тот случай, когда им хочется верить.