Власти США предъявили обвинения Дмитрию Фирташу в даче взятки индийским чиновникам в размере 18 с половиной миллионов долларов.

Дело вызвало большой общественный резонанс — в частности, потому, что описанные следователями события происходили в 2006 году в Индии.

Власти этой страны не выдвигали Фирташу никаких претензий, однако именно сейчас в разгар кризиса на Украине предприниматель был арестован.

Дмитрий Фирташ обвиняется в даче взятки в Индии в размере 18,5 миллионов долларов. По данным следствия, Фирташ в составе преступной группы, вступил в сговор с индийскими чиновниками с целью получить лицензии на добычу минеральных ресурсов на восточном побережье страны.

Также Фирташа обвиняют в том, что он пытался скрыть взятки, представив их как законные транзакции. Как отмечается в сопроводительной документации, формальным поводом для участия в деле федеральных прокуроров США, является тот факт, что обвиняемые отмывали деньги предположительно через американские банки. По совокупности эпизодов украинскому предпринимателю грозит до 20 лет тюрьмы.

Возникает вопрос — как так получается, что преступление совершается в Индии, местные власти претензий бизнесмену не предъявляют, зато ФБР спустя восемь лет решило поработать вместо индийской полиции.

Оказывается, в Америке есть такой закон, что любой бизнесмен может быть осужден по обвинению в коррупции — неважно, где он совершил подобное преступление, отмечает глава «Московского юридического агентства» Алексей Линецкий.

«
Этот закон в США особенно активно стал работать последние лет 10. Стало возможно собирать много информации через электронные носители. Многие сделки стали прямо или косвенно контролироваться. В том числе, легко контролируются откатные схемы через перечисление различных бонусных вознаграждений на счета физлиц, а также на офшоры. Безусловно, закон действует достаточно избирательно и далеко не во всех случаях».

Допустим, переток денег в офшоры можно отследить, но как установили состав преступления? Ведь группа лиц, причем, граждан другой страны коррумпировала конкретных чиновников за определенную услугу. Как это отследили — телефонные разговоры слушали? То есть, получается, что в глобальном масштабе если не все, то многие сделки под колпаком ФБР. Возможно, закон применяется избирательно, но Фирташ — не единственная его жертва, объясняет бизнесмен Слава Рабинович:

«
Эти истории возникают периодически то там, то здесь. Обычно они всплывают во времена какого-то катаклизма или кризиса, когда есть обостренное чувство у всех сторон, что нужно что-то где-то предпринимать».

Другой вопрос — насколько подобные законы правомочны в других странах. А если Россия примет подобный документ и будет задерживать американских граждан по всему миру по подозрению в коррупции у них же в стране. Причем, арестовывать не сразу, а ждать 8 лет благоприятного повода.

Ведь никто не верит, что Фирташ был арестован именно за индийскую коррупцию. Также бытует мнение, что Вашингтон, если захочет, надавит, и Австрия выдаст ему бизнесмена, никуда не денется. И где же тогда правда — чем они лучше нас и всех остальных?