Центробанк России пересматривает прогнозы в сторону ухудшения. Отток капитала из России в этом году существенно превысит 20 миллиардов долларов. Рост экономики по итогам года замедлится до уровня ниже 1%, а риски того, что инфляция превысит целевой показатель в 5%, регулятор считает высокими. Об этом заявила сегодня глава Центробанка Эльвира Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков.

По мнению Набиуллиной, геополитика создает риски для финансовой стабильности страны. «Если наши банки, компании столкнутся с ограничениями возможности рефинансирования на западных рынках, пересмотр прогнозов рейтингов может негативно отразиться на финансовой стабильности. Мы сейчас смотрим, как можем на это отреагировать, в том числе и с точки зрения предоставления ликвидности», — сказала Набиуллина.

По мнению главного экономиста АФК «Система» Евгения Надоршина, действия ЦБ говорят о том, что регулятор готовится к рецессии. Первый квартал, действительно, имеет все шансы оказаться около нулевым, отмечает экономист, может быть, с небольшими положительными темпами роста:

«
А дальше — уходим под ноль, оказываемся в красной зоне — экономика падает, и все остальное будет зависеть от того, что будут делать российские власти, будут ли реализовываться те самые геополитические риски более жестких санкций. Я пока полагаю, что базовый сценарий российской экономики на этот год уже, независимо от того, какие там геополитические риски реализуются, это все-таки рецессия. И, исходя из нее, я полагаю, ЦБ и действует. Если вы посмотрите на меры, которые предпринимает ЦБ, вообще, наверное, это можно будет уже как совокупность назвать некоторым количественным смягчением по-русски, потому что мы рефинансируем экспериментальные под кредиты малому бизнесу, рассматриваем варианты рефинансирования под потребительские кредиты».

Такую совокупность инструментов предоставления ликвидности, по словам Надоршина, иначе как количественным смягчением нельзя назвать. А подобные меры регуляторами всех стран предпринимались именно в случае рецессии, либо уже реализовавшейся, либо настолько близкой, что отрицать это невозможно.

В свою очередь, президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин, выступая на съезде Ассоциации российских банков, заявил, что для снижения политических рисков для банковской системы России необходимо срочно переходить к расчетам в рублях с российскими партнерами. Начинать надо немедленно и не только с расчетов в рамках Таможенного союза и СНГ, но и с Китаем и Западной Европой, подчеркнул Костин:

«
Сегодня половина российского экспорта и больше половины российского импорта приходится на страны вне долларовой еврозоны. В частности, на США — всего 2% экспорта и 5% нашего импорта. Что можно предпринять для более решительного продвижения рубля для внешнеторговых расчетов? Перевод экспортных контрактов российских госкомпаний, прежде всего, экспортеров, в рубли. Руководители этих компаний вовсе не против того, чтобы свой экспорт проводить в рублях. Им просто для этого нужно дать соответствующие механизмы. Таможенный союз — наиболее естественная платформа для обкатки рубля, как средства международных расчетов».

По словам Костина, продвижение рублевых расчетов и технически, и политически заметно проще, чем инициативы о едином валютном пространстве. Как считает глава ВТБ, реализация данной программы позволит снизить зависимость российской внешнеэкономической деятельности от «капризов» США и ЕС.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф назвал систему своего банка «ПРО100» на базе универсальной электронной карты максимально готовой для создания системы внутреннего процессинга. Проект был запущен в 2010 году, но за все это время было эмитировано лишь 210 тысяч универсальных электронных карт. Три года назад Эльвира Набиуллина, которая возглавляла тогда Минэкономразвития, заявляла, что оценивает стоимость проекта на уровне 150-170 миллиардов рублей.

Для национальной платежной системы нужно, чтобы крупнейшие российские банки работали над ее созданием вместе, говорит гендиректор инвестиционной компании Volga-Capital Станислав Машагин:

«
Расчеты для всех должны быть стандартными и максимально простыми по условиям. Сложная универсальная карта — это второй продукт, который может быть отделен, и тогда эта система будет просто быстрее внедрена. Каждый процессинговый центр может перейти достаточно быстро на обслуживание любой другой платежной системы. Можно отметить, что в России есть другие платежные системы, например, «Золотая корона», которая уже лет 20 работает. Вопрос в том, насколько банки могут объединиться для того, чтобы рынок был понятен потребителю, чтобы он с этой карточкой не только в банкомат ходил, но и в магазине мог платить»

Напомним, не так давно в результате санкций, введенных США в отношении некоторых российских бизнесменов и чиновников, платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание клиентов нескольких российских банков. После этого в РФ заговорили о создании национальной платежной системы.