Крымские татары открывают внеочередную сессию Курултая, где будут обсуждать свое будущее на полуострове. До начала этой встречи говорили о возможном альтернативном референдуме по статусу Крыма. Чего опасается руководство меджлиса? И как оно будет строить свои отношения с Москвой?

Повестку Курултая лидер крымских татар, экс-председатель меджлиса Мустафа Джемилев описал с восточной многозначительностью. Сказал: «Будем обсуждать форму существования и наши действия».

При этом в Совете Европы Джемилев говорил о референдуме по статусу Крыма. И о том, что Россия еще покажет себя, когда запретит его трансляцию. Чуть позже в интервью украинским СМИ он убеждал, что обсуждать территориальный вопрос Курултай не будет.

На повестке конкретные проблемы. К примеру, что делать татарам, которые не хотят получать российские паспорта и из-за этого теряют работу в органах госвласти. И как быть тем, кто хочет покинуть территорию Крыма. По словам Джемилева, пять тысяч человек уже уехали на Западную Украину.

Но главная задача Курултая — дать высказаться тем представителям крымских татар, которые бойкотировали референдум о статусе Крыма, говорит заместитель председателя меджлиса Нариман Джелялов.

«
Так как мы по известным причинам отказались принимать участие в так называемом всекрымском референдуме, мы считаем, что имели бы право как коренной народ, как сообщество выразить свою волю. Мы говорим в данном случае о праве на волеизъявление — свободное волеизъявление — целого народа».

Впрочем, есть и другое мнение. Крымские татары вовсе не отказываются от российских паспортов. И число покинувших Крым исчисляется несколькими сотнями, а не тысячами. А меджлис оказался в действительно непростой ситуации.

Опора на центральную украинскую власть теперь не будет приносить дивидендов. А делать резкий разворот в сторону Москвы — значит потерять лицо. В конце концов, у лидеров могут спросить, почему они призывали бойкотировать референдум? Продолжает политический обозреватель газеты «Крымская правда» Николай Филиппов.

«
Нужно срочно предпринимать какие-то меры, какие-то вносить корректировки в политику меджлиса. Что достаточно сложно, потому что он всегда ориентировался на Киев и Вашингтон, и поэтому сейчас резко повернуть на 180 градусов они, конечно, не смогут. Они будут сейчас вырабатывать какую-то такую позицию, чтобы и сохранить свою стандартную риторику, и, в то же время, найти способы сотрудничать с российской властью».

Есть и еще одна проблема. Вокруг меджлиса формируются альтернативные объединения крымских татар, которые может поддержать Москва. А это уже серьезный вызов. Угроза потерять влияние и в конечном итоге власть.