Минпромторг проводит общественное обсуждение проекта, который ограничит доступ на российский рынок иностранной медтехники. Этот документ уже вызвал широкий общественный резонанс.

Предполагается, что больницам запретят покупать целый ряд импортного оборудования. В том числе и сложную технику, которая, по словам экспертов, гораздо качественнее отечественных аналогов. К чему может привести инициатива правительства?

Минпромторг не в первый раз пытается ограничить продажи импортного медоборудования. Прошлая инициатива датируется 2012-м годом. Но тогда предлагали не запретить иностранную технику, а лишь ограничить доступ зарубежным производителям к госзакупкам.

Тот документ поддержан не был. Зато все шансы есть у нового закона, появившегося – видимо, это не совпадение – одновременно с западными санкциями. Теперь больницам могут разрешить покупать лишь оборудование, созданное в России и странах Таможенного союза.

Законопроект уже вызвал массу протестов в экспертном сообществе. Иностранная техника лучше, говорит заведующий отделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Павел Трахтман.

«
В России, без сомнения, есть прибор, который можно назвать томографом. Он здесь выпускается. У нас ведь и «Жигули» когда-то делали, но просто они гораздо хуже, чем «Мерседес». То же самое и с томографами – они есть, да, только качество диагностики у этих томографов гораздо хуже, чем у зарубежных. Могут возникнуть проблемы у тех несчастных пациентов, которые ходят в больницы. Я вас уверяю, что те люди, которые принимают эти постановления, в обычные городские больницы не ходят».

Сторонники инициативы приводят свои доводы: в перечень запрещенного импортного оборудования войдет только та медтехника, которую в достаточном объеме производят российские компании. Комментирует председатель правления «Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России» Захар Голант.

«
Туда включались, в принципе, те наименования, которые и так на 30-60, а иногда на 80% обеспечиваются за счет продукции российских производителей. Никакая другая продукция туда не включалась».

В списке медтехники, которую хотят запретить, 60 наименований. От простых шприцов до высокотехнологичных изделий. Но министерство не сообщило, каковы реальные потребности российского здравоохранения в этом оборудовании. Нет данных, способна ли отечественная промышленность его произвести. И нет реакции от профильного ведомства, замечает доктор экономических наук, декан Международного университета в Москве Ирина Рукина.

«
Это постановление появилось в недрах Минпромторга. Вот когда Минздрав наш скажет: «Да, мы полностью можем перейти на собственную промышленную базу и производить сложное оборудование у себя», тогда, конечно, это будет очень весомо. Но я пока не видела высказываний со стороны Минздрава, что мы, действительно, можем это сделать».

Цели у правительства благие – поддержать отечественного производителя. На российском рынке медтехники объемом в четверть триллиона рублей, больше 80% занимает иностранная продукция. Последнее время зарубежное оборудование активно закупали. И даже чересчур активно. Недаром, словосочетание «покупка томографа» в медицинских кругах стало синонимом коррупции.

По данным ассоциации международных производителей медицинских изделий, 40% техники, купленной за бюджетные деньги, простаивает. Не хватает специалистов. Так что в ближайшие годы недостатка в качественном оборудовании в российских больницах не будет. Но не факт, что за это время отечественная медпромышленность сделает рывок. Тем более, у нее не будет стимула в виде здоровой конкуренции с иностранцами. А зачем стараться, если все равно купят?

Новые правила закупок могут вступить в силу уже с 1-го апреля.