План по деофшоризации российской экономики внесут в правительство на следующей неделе. Об этом заявили в Государственной Думе и заодно предложили Министерству финансов и Центробанку России вместе составить список офшорных юрисдикций. В четверг о проблеме офшорности российской экономики вновь напомнил президент Владимир Путин, выступая перед представителями бизнеса. В кабинете министров подготовили антиофшорный закон.

Российские компании должны быть зарегистрированы в России и иметь прозрачную структуру, отечественным организациям нужно предоставить преференции при госзакупках — таковы основные тезисы из выступления Владимира Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который состоялся в четверг.

Чуть раньше Минфин опубликовал законопроект, который призван деофшоризировать российскую экономику. Эксперты уже назвали документ радикальным. Деньги, которые компании переводят в офшор, намерены обложить налогом 20%. Экперты рассуждают, чем может обернуться эта мера

Олег Понамарев
Партнер DS Law
«
Минфин просто идет в общем тренде, пока не разбирая, какой ущерб он может нанести российской экономике, потому что компании, владеющие пусть не контрольным пакетом в этих холдинговых материнских компаниях, в реальном бизнесе могут апеллировать к соглашению об избежании двойного налогообложения и доказывать, что эти положения дискриминируют их. Фактически бизнес теряет свою стоимость за счет дополнительных налоговых отчислений».

Бизнес можно понять. Множество отечественных холдингов работают на родине, зарегистрированы тоже в России, здесь — их центр прибыли, здесь они платят налоги. Но материнские компании находятся в иностранных юрисдикциях. Им принадлежат лишь акции предприятий, и они получают дивиденды и часть прибыли. Причем с этих средств уже уплачены налоги в России, но Минфин предлагает заплатить еще раз. Кому-то это покажется несправедливым, но выхода два: идти в суд или сменить регистрацию. Впрочем, есть одно условие, без которого новые меры не будут действенными.

Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group
«
Безусловно, закон не будет работать, если зарубежные партнеры России не будут предоставлять необходимую информацию из-за рубежа. России придется заключить достаточное количество соглашений об обмене информацией, помимо ратификации Конвенции ОЭСР о взаимном административном содействии по налоговым вопросам».

Еще один момент, без которого закон не будет работать — это равенство, заявил в интервью Business FM партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Не должно быть такого, чтобы, условно говоря, Вася и Петя — два бизнеса с одинаковой офшорной структурой. Одного наказывают, а другого не трогают», — говорит эксперт.

Вероятно, эти условия соблюдены будут. Власти взялись за деофшоризацию всерьез. А обмен налоговыми данными — это уже мировая практика, которую используют крупные финансовые центры.

Не хватает ключевого фактора — комфортного ведения бизнеса в России. Зачастую офшорные схемы используются не только и не столько ради ухода от налогов, тем более что пребывание в иностранной юрисдикции стоит недешево, предприниматели выбирают зарубежную регистрацию, чтобы обезопасить российский бизнес. Владимир Путин говорил и об этом, заявив, что запретами мало что можно решить, и нужно повышать привлекательность российской юрисдикции. Вопрос в том, что произойдет раньше: оздоровление российского бизнес-климата или принятие жесткого антиофшорного закона.