Над санкциями Европейского Союза, США и Японии пока смеются. Нескоординированные, нелогичные, несильные и нестрашные. Наверное, так. Хотя кризис не закончился, как не закончились и санкции.

Настоящих, по всей форме объявляемых войн не было давно. Так давно, что почти забылся, но сейчас снова всплыл старый международно-правовой термин casus belli — казус белли — повод к войне. Пока не было ООН, да и Лиги наций, достаточно было явного нарушения международного договора, чтобы объявить войну. Сейчас война запрещена и казус стал такой, как бы белый, и есть, и нет.

Казус белый. Назовем так не повод к войне, а, скажем, проверку на твердость принципов, на готовность применить настоящие санкции при угрожающем войной кризисе. Применять или продолжать лавировать — вот где казус. Хотел назвать сначала проверкой на вшивость, но, думаю, зачем грубить, пусть будет культурно-исторически — казус белый.

Французский «Мистраль», например, — это совершеннейший казус белый. О строительстве Mistral для России в 2008 году договаривался Саркози сразу после российско-грузинской войны. Польша и Литва тогда протестовали. Говорили, Россия получит корабли, с помощью которых, по словам одного генерала, войну против Грузии «можно было бы выиграть за сорок минут вместо 26 часов». «Мистраль» по французской классификации называется bâtiment de projection et de commandement — корабль проекции (силы) и командования. По русской — универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДКВ). Первый из двух кораблей «Владивосток» уже построен, начал в Сен-Назере на атлантическом побережье Франции ходовые испытания как раз в первые дни марта, когда силы самообороны занимали Крым. Второй, «Севастополь», близок к завершению.

Логика при заключении сделки была в «привязке» России к Европе. Чем больше включенность в общеевропейские дела, экономику, чем больше взаимозависимости, тем скорее ожидать партнерского поведения и установившихся норм. К тому же «Мистраль» может быть кораблем вторжения с танками и морской пехотой, а может быть центром управления гуманитарными операциями с огромным госпиталем и вертолетами.

Власть в Париже сменилась и достался ей с «Мистралями» невозможный казус белый. Сделка на полтора миллиарда евро, строительство дает прямую работу тысячам высококвалифицированных рабочих и инженеров, поддерживает экономику целого региона. И к тому же не простого региона, а политической базы нынешнего премьер-министр Жана-Марка Эро. И кроме того, часть кораблей строится на Балтийском заводе в Петербурге. Как тут пойти на санкции? И какие?

Министр иностранных дел Фабиус в понедельник заявил, что возможность аннулирования сделки с «Мистралями» все же рассматривается. Как следующий, «третий уровень» санкций.

Казус с «Мистралями» — просто самый большой, видимый. Но и у других стран Запада их не меньше. Посмотрим на Англию. Фабиус говорил, мы на сделку с «Мистралями» посмотрим, но нужно, чтобы и остальные тоже. Например, чтобы Лондон разобрался с российскими олигархами в Сити. В Сити, действительно, большое присутствие российских корпораций, все-таки крупнейший финансовый центр. Министр иностранных дел Англии Хейг осторожен. Чтобы что-то предпринимать, говорит, мы должны быть уверены, что есть для этого прочная юридическая основа.

Но есть и прямой казус белый. Всего за последний год Великобритания поставила России вооружений и военного оборудования на 86 млн фунтов (5,17 млрд рублей). В числе поставленного снайперские винтовки для сил специального назначения, дроны (беспилотные летающие аппараты) и лазеры военного назначения. Всё прецизионное и высокотехнологичное.

Сейчас действует 271 британская экспортная лицензия на поставки России продукции военного и разведывательного назначения (криптосвязь). Общая сумма британских поставок продукции военного и двойного, военно-гражданского, назначения в Россию составила в период 2008-2013 гг. 406 млн фунтов. Представитель форин-офиса заявил, что экспортные лицензии подвергаются сейчас срочной проверке, но о конкретных решениях пока не сообщалось.

Справедливости ради нужно оговориться: Украине тоже поставляют. С 2008 по 2013 гг. экспортных лицензий на поставку туда вооружений выдано на сумму 24 млн фунтов, в том числе на 4 млн в прошлом году.

Или возьмем США. Российские силы самообороны Крыма на чем приехали защищать интересы? На бронированных автомобилях «Тигр» и на «КамАЗах». А дизельные двигатели на них — американский фирмы Cummins. Это крупнейшая в своей отрасли компания из Колумбуса, штат Индиана, входит в список Fortune 500. На советском-российском рынке уже не первое десятилетие, имеет совместное предприятие с «КамАЗом» в Набережных Челнах.

Санкции? Опять казус белый.