Существенных нарушений на референдуме в Крыму не зафиксировано, плебисцит прошел в соответствии с международными стандартам. Такой вывод сделали иностранные представители, следившие за ходом голосования. На крымском плебисците были зарегистрированы 135 наблюдателей из 23 стран, включая Россию.

Время от времени международные представители появлялись на российских телеканалах. Говорили в основном по-русски. Хорошее владение великим и могучим показали гости из Израиля, Финляндии и Китая. На одном из федеральных каналов раз в несколько часов транслировали в прямом эфире пресс-конференцию двоих иностранных наблюдателей. Титров не было. Зато много положительных эмоций:

«
Мы очень довольны, что могли увидеть, что люди везде, где мы ходили, имели возможность свободно выражать свою волю самым демократическим образом. Мы не смогли увидеть ни одного серьезного нарушения законного процесса референдума. Это самое главное, что можно сказать».

Редкое единодушие. Чуть ли не все наблюдатели, общавшиеся с прессой, заявили, что голосование проходит честно, спокойно, без нарушений. Наблюдатель из Китая Гэ Чжили, например, высказался так: «на улицах Симферополя полное спокойствие».

Вопросы о нарушениях Business FM адресовала российскому представителю в Крыму, члену президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Францу Клинцевичу.

Франц Клинцевич:
«
Если говорить о каких-то нарушениях, то, к, примеру, дедушка заходил с внуком в одну кабинку, чтобы поставить историческую точку в решении целого народа. Но они вышли оттуда счастливые — и внук, и дедушка, потому что он предоставил внуку такую возможность: прикоснуться к большой истории и России, и Крыма».

О другом нарушении Business FM рассказал российский наблюдатель, член бюро высшего совета партии «Единая Россия» Валерий Рязанский. Он следил за референдумом в небольшом населенном пункте «Садовое», где живут как русские, так и татары.

Валерий Рязанский:
«
Была замечена команда из нескольких молодых людей, которые препятствовали прохождению на участок жителей татарской национальности. После соответствующего вмешательства руководства районного Меджлиса, они уехали. Но, тем не менее, несколько часов вот такого рода действия были».

Но как бы честно ни прошло голосование, взгляд Евросоюза на референдум в Крыму ничто не изменит. Об этом еще до открытия избирательных участков заявил один из наблюдателей, депутат Европарламента Белла Ковач.

Белла Ковач:
«
К сожалению, я должен сказать вам, что от этого никакого изменения или влияния на Европарламент, Евросоюз не будет. Хотелось, чтобы было, но, к сожалению, от этого еще ничего не изменится».

Украинские СМИ внесли свои штрихи в общую картину пребывания международных представителей в Крыму. Сообщили, что среди них якобы были неосталинисты и антисемиты.

И, пожалуй, единственный наблюдатель, который выступил с претензиями — финн Йохан Бекман. Он еще в аэропорту Симферополя заявил, что ему угрожали убийством. А в ходе голосования сообщил, что западные журналисты устраивают провокации. Он якобы увидел, как представитель СМИ пытал вопросами девушку из избирательной комиссии: заставили ли ее работать и кто ее завербовал. Кстати, подобные вопросы, только в другой форме задавали журналисты и самим зарубежным наблюдателям. Спросили, кто им платит за работу на референдуме. Иностранцы предпочли уйти от ответа.