Борьба с пиратством в России вышла на новый уровень
В «антипиратский» закон включили книги, музыку и софт
Читать на полной версииГосдума одобрила в первом чтении пакет поправок в «антипиратский» закон. Его действие расширяется — компания по борьбе с нелицензионной продукцией теперь, помимо видео, распространяется также на музыку, книги, игры и софт.
За полгода действия этого закона только по поводу нарушения авторских прав в сфере кино было подано 75 исков. Можно смело утверждать, что с принятием поправок количество судебных разбирательств увеличится в разы. Ведь для книгоиздания, например, вопрос стоит по-гамлетовски — от успешности борьбы с пиратством, можно сказать, зависит выживание отрасли. С другой стороны, участники рынка называют закон в целом позитивным, но явно недоработанным.
В нынешней редакции закон позволяет считать виноватыми тех, кто к нарушению никакого отношения не имеет. Кроме того, лишиться доступа к любимым сайтам и аккаунтам в соцсетях могут и простые интернет-пользователи, которые и вовсе ничего об этом не знают.
Расширение полномочий «антипиратского» закона давно лоббировали правообладатели и распространители лицензионной продукции. Воплотил их чаяния вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Его законопроект предполагает внесение изменений в закон об информации и Гражданский кодекс. Если второе и третье чтение в Госдуме пройдет столь же успешно, в чем мало кто сомневается, вступить в силу они должны с 1 июля 2014 года. После этого требовать блокировки сайтов, где незаконно размещена «информация, содержащая объекты авторских и смежных прав», смогут уже владельцы всех видов контента. В отношении видео эта мера действует с августа прошлого года.
Помимо расширения видов контента, новые поправки уточняют механизм блокировки сайтов операторами связи. Необходимо будет блокировать не «конкретное место в контенте», а весь нелегальный контент, а в случае невозможности это сделать, оператор должен блокировать доступ ко всему ресурсу. При этом ответственность за ограничение доступа перед правообладателем и пользователем оператор не несет.
В теории это может означать следующее. В некой социальной сети пользователь выложил ссылку на песню, например, всенародно любимого певца Михаила Стасова. О чудовищном нарушении авторских прав становится известно. Операторы и провайдеры обязаны устранить нарушение. Но сам файл находится на недоступном заграничном ресурсе. Поэтому приходится блокировать всю соцсеть. И пользователям, которые не могут войти в свой аккаунт и пообщаться, бесполезно возмущаться — ответственности то никакой. Картина, конечно, несколько утрированная, но кто знает…
Борьба с пиратством — дело, безусловно, благое. За семь месяцев действия антипиратского закона количество потребителей легального видеоконтента выросло на 30%. Можно предположить, что вступление поправок в силу станет очередным подспорьем для распространителей легального контента и послужит развитию честного цифрового бизнеса.
Комментируя поправки, в пресс-службе группы «Связной» (развивает мультимедийный развлекательный портал SVOY.ru) отметили, что после вступления в силу первой (видео) редакции закона посещаемость ресурса выросла более чем в 2 раза. И хотя на это повлияли также другие факторы, цифра немалая.
«Точный прогноз по развитию рынка в цифрах, связанный именно с вступлением поправок закона в силу, вряд ли возможно дать, — считают в компании. — Дело в том, что многие популярные ресурсы с пиратским контентом занялись легализацией своего контента и удалением нелицензионных мультимедийных файлов еще до первых законодательных инициатив. Это естественный процесс, вызванный развитием рынка».
От легализации пиратов выиграют, прежде всего, сами потребители, считают в «Связном»: «Чем выше конкуренция, тем быстрее будет развиваться рынок и больше будет выбора у пользователей. Тем больше внимания игроки будут уделять технологиям, уникальности сервисов, маркетингу, развивать особые сервисы, чтобы их порталы отличались от конкурентов».
В пресс-службе одного из крупнейших российских операторов МТС нам заявили, что уточнение о том, что оператор связи наряду с провайдером хостинга и владельцем сайта не несет ответственности за блокировку перед правообладателем и пользователем, восприняли положительно. В то же время, с их точки зрения, необходимо уточнение статьи в Гражданском кодексе об ответственности информационного посредника — он освобождается от нее только в случае, если не знал, что его действия неправомерны.
«Оператор связи, согласно лицензионным требованиям, должен обеспечить передачу информации от распространителя к потребителю, — пояснили в пресс-службе МТС. — Оператор не вправе по собственной инициативе контролировать размещение пользователями информации, изменять или анализировать передаваемую информацию, тем более не имеет возможности проверять правомерность размещения информации».
«С технической точки зрения построение систем анализа всей информации, ежедневно размещаемой миллионами пользователей в сети Интернет, нецелесообразно», — утвердают в компании.
В российской ассоциации электронных коммуникаций нам заявили, что их позиция по закону не изменилась. Ранее представители отрасли уже обсуждали эту инициативу и отчасти поддержали ее — как составную часть комплекса поправок в Гражданский кодекс. Но ряд пунктов нынешней редакции закона в РАЭК считают «недопустимыми».
В частности, членов ассоциации не устраивает положение о безвиновной ответственности для участников предпринимательской деятельности, а также требования о премодерации контента для информационных посредников и предварительной модерации контента интернет-площадками.
«Уже сегодня под уведомлением, в результате которого интернет-площадка якобы «знает о нарушении», суды понимают публикацию информации об объектах авторских прав; уже сегодня многие правообладатели злоупотребляют наличием в законе подобной оговорки, заранее (до обнаружения нарушения) рассылая интернет-площадкам «по списку» уведомления о принадлежности им прав на тот или иной объект, включающие заявления о том, что использование этого объекта иными лицами будет являться незаконным», — утверждают в РАЭК.
О том, что ко второму чтению в законопроект будут внесены какие-то существенные поправки пока ничего не известно. Если принципиальных изменений не будет и к окончательной редакции, интернет-сообществу придется либо готовиться к многочисленным судебным тяжбам, либо совершать невозможное — модерировать и фильтровать информацию на всех страницах бескрайней Всемирной паутины.