Владимир Якунин готов объединить Европу с Азией за $1 трлн
Президент РЖД Владимир Якунин представил «Транс-Евразийский пояс развития». Инвестиции в такой проект, по его оценкам, превысят триллион долларов. Руководство РАН проект поддержало, но отраслевые эксперты в его целесообразности не уверены
Читать на полной версииГлава РЖД Владимир Якунин представил новый мега-проект. Выступая с докладом в президиуме Российской академии наук, топ-менеджер предложил создать «Транс-Евразийский пояс развития». Докладчик подчеркнул, что задумка не ограничивается идеей строительства транспортного коридора от Тихого до Атлантического, а также включает в себя инвестиции во всю сопутствующую инфраструктуру.
«Трудно говорить об оценках стоимости… очевидно, что это стоимость в триллионах, и не наших рублей», — уточнил глава РЖД. По словам топ-менеджера, такой проект так же позволил бы переориентировать экономику с оторванного от духовно-нравственных целей «западного типа» на собственные внутренние ценности.
Помимо Владимира Якунина инициаторами проекта выступили советник президента РЖД и глава банка «Миллениум» Михаил Байдаков и директор Института опережающих исследований имени Е.Л. Шифферса Юрий Громыко. В подготовке доклада также принимали участие ректор МГУ Виктор Садовничий и социолог Геннадий Осипов.
Аудитория доклад поддержала. «Проект дорог, но дает реальную перспективу по всем векторам развития. <…> Я убежден, что мы должны поддержать проект - не только из наших прагматических интересов, но и по сути», — заявил президент РАН Владимир Фортов.
Положительную оценку проекту дал и бывший премьер-министр Евгений Примаков: «Мы до сих пор не используем своего от Бога данного географического положения». Однако сразу же оговорился, что Китай и другие партнеры вряд ли примут активное участие в развитии этого проекта.
Мотив проекта со стороны РЖД — максимизировать инвестиции в компанию и ее проекты из Фонда национального благосостояния, считает генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. «Если такой проект и может быть реализован, то исключительно по политическим мотивам. Рыночных предпосылок для него нет, поскольку грузооборот в системе РЖД снижается уже несколько кварталов подряд, и нет оснований для его значительного увеличения в ближайшие годы»,— подчеркивает эксперт.
Сигналом к активизации «борьбы» за средства Фонда стал пересмотр отношений с Украиной. Первоначально президент и правительство договорились с Виктором Януковичем об инвестировании 15 млрд долларов из средств фонда в украинские еврооблигации. Но Россия успела приобрести лишь первый транш в размере 2 млрд долларов. Таким образом, 13 млрд долларов по-прежнему находятся в «свободном состоянии».
Сейчас уже несколько проектов РЖД нашли поддержку в Фонде. Железнодорожная монополия согласовала с правительством продажу фонду своих привилегированных акций на 150 млрд рублей. Такая схема позволит увеличить капитал монополии без изменения долговой нагрузки. Взамен с 2023 года РЖД будет платить дивиденды по «префам» в 2% от номинала.
Полученные средства РЖД инвестирует в развитие БАМа и «Транссиба». Общий объем вложений в эти проекты оценивается более чем в 500 млрд рублей. Примечательно, что еще 110 млрд рублей железно транспортная монополия получит в виде субсидий из бюджета. Самой РЖД по предварительным оценкам предстоит привлечь около 300 млрд рублей. При этом, аудиторы проектов РЖД — Deloitte, EY и PwC — заявляли, что часть расходов может быть сокращена благодаря отказу от ряда затрат, а доходная часть наоборот завышена.
А вот другой крупный проект РЖД — скоростная магистраль Москва-Казань — поддержки в Фонде так и не получил. Правительство отказалось от планов финансирования проекта из-за стагнации в экономике.
Помимо РЖД свои заявки на получение средств из фонда уже подавал целый ряд государственных и частных российских компаний. В их числе ФСК, «Росатом» и «Мечел».