Виктор Янукович выступил с заявлением в Ростове-на-Дону. Речь украинского президента длилась около восьми минут. За это время Янукович всего один раз упомянул Крым. Он заявил, что ответственность за то, что полуостров откалывается от Украины, несут нынешние власти в Киеве. И дважды сказал фразу «я живой».
В зале заявление Януковича слушали около ста человек. На входе у каждого журналиста проверили паспорт и редакционное удостоверение. И запретили проносить с собой еду и бутылки с водой.
Во время свое речи Янукович заявил, что намерен обратиться в Конгресс, Сенат и Верховный суд США с просьбой дать правовую оценку ситуации на Украине. По его мнению, финансовая помощь в размере одного миллиарда долларов, которую США планируют оказать Киеву, противоречит собственным американским законам. Кроме того, он в ближайшее время пообещал вернуться в Киев.
Выступление Януковича и его тезисы в интервью Business FM прокомментировал политолог Владимир Слатинов.
Владимир Слатинов: Если говорить о политическом моменте, то Янукович четко отрабатывает свою роль по делегитимизации киевского руководства. Понятно, что ради этого он публично обозначает свою позицию вообще, объявляется перед публикой. А что касается вещей эмоциональных и человеческих, не было бы так смешно, если не было бы так грустно.
Он выглядел несколько расстроенным.
Владимир Слатинов: Разумеется. Как может выглядеть человек, которого одинаково ненавидят и на западе, и в центре, и, самое главное, на востоке Украины. И, кстати, сразу могу сказать, что мотивация российских властей использовать Януковича как таран, который делегитимизирует киевское правительство, и тем самым стараться переформатировать киевскую реальность, эта мотивация понятна. Но, с другой стороны, ясно, что каждое появление Януковича перед журналистами является очень мощным фактором, если хотите антироссийской консолидации в Украине. Потому, что вокруг чего-чего, а в Украине есть консенсус вокруг ненависти к Януковичу, это точно.
Все ждали, что Янукович скажет про Крым. Сказал он, прямо скажем, не много, что Крым откалывается от Украины и все, без особых оценок. Что бы это значило?
Владимир Слатинов: Это значит, что Янукович не получил соответствующих указаний относительно того, какую позицию обозначать, а самостоятельно он это делать не может. Но это косвенно указывает на то, что идет большая торговля. Фактически, вчера мы уже увидели официальное сообщение о том, что есть предложение США о стабилизации, о том, что российский Совбез подготовил встречное предложение по стабилизации. Россия, конечно, пытается переформатировать украинскую политическую реальность, Янукович в этом используется как фактор. Идет большая торговля. Есть Крым и восточные регионы, также есть российская переговорная позиция, и в этом отношении обозначать Януковичу какую-то самостоятельную позицию просто неприемлемо, а соответствующих указаний он, видимо, не получил.
Вы сказали про фактор Януковича, а насколько он силен? Складывается ощущение, что особого нет. Фондовый рынок, например, практически не заметил выступления.
Владимир Слатинов: Он силен, к сожалению, в представлениях российского руководства, как фактор делегитимизирующий киевскую власть. Понимаете, когда мы говорим, что Янукович легитимный президент, а нынешнее киевское руководство нелегитимно, это, в общем, забавно, потому что нынешнее киевское правительство все-таки сформировано Радой, вполне легитимным органом, а сбежавший президент, который, к тому же, письменно обращался с просьбой об интервенции в собственную страну и при этом говорит, что он главнокомандующий, в общем, его легитимность с точки зрения социально-психологического фактора — это довольно сомнительная вещь. Но, повторяю, Россия ведет большую игру относительно возможностей переформатирования украинской политической реальности и считает, что фактор Януковича здесь все-таки каким-то образом можно использовать. Поэтому и использует. А Янукович играет, и надо отдать ему должное, играет роль четко по написанному сценарию.
А последствия у этого выступления хоть какие-нибудь будут реальные?
Владимир Слатинов: Мне кажется, что вчерашнее объявление о том, что началось согласование позиций Госдепа, Совета безопасности России и, как я понимаю, Евросоюза, относительно того, что происходит сейчас в Украине, как раз нам показывает, почему сегодня состоялось то, что состоялось. То есть Россия в очередной раз вытащила человека, которого формально считает легитимным президентом, сказала, мол, смотрите, мы не признаем той политической реальности, которая сложилась. Вчера это, кстати, было заявлено Лавровым. Он сказал, что мы не признаем той политической реальности, которая сложилась после 22 февраля. Давайте ее каким-то образом переформатируем, поскольку нас она не устраивает. Легитимный президент тоже здесь должен играть какую-то роль, во всяком случае, с точки зрения того, что эта реальность неверна, нелегитимна, неправильна. Именно поэтому Янукович явился именно сегодня, именно поэтому он был так немногословен, потому что идет торг, и потому, что Россия все-таки считает Януковича своим козырем в этом торге.