Басманный суд Москвы сегодня поместил под домашний арест оппозиционера Алексея Навального. Такое решение было принято в связи с тем, что обвиняемый нарушил условия подписки о невыезде, избранной ему в рамках уголовного дела о хищении средств компании «Ив Роше Восток».

Рассмотрение ходатайства следствия об изменении Навальному меры пресечения вызвало ажиотаж. К наплыву посетителей правоохранители подготовились заранее: у здания установили металлические заграждения, а вдоль улицы были припаркованы четыре полицейских автобуса. Впрочем они не понадобились: акций протеста не наблюдалось.

Очередь из сочувствующих

Уже до начала слушания, которое было назначено на 9.30 утра, у входа в суд растянулась большая очередь. Помимо представителей СМИ выразить поддержку блогеру приехали несколько десятков гражданских активистов, среди которых были замечены участницы скандальной панк-группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова. Последние приехали ради того, чтобы увидеть оппозиционного лидера, отказались от участия в заседании президиума Мосгорсуда, который сегодня должен был рассмотреть законность вынесенного им приговора. В итоге слушание по их делу отложили на 14 марта.

Адвокаты Навального Ольга Михайлова и Вадим Кобзев также пытались перенести процесс. Первым делом они заявили отвод судье Артуру Карпову, утверждая, что тот заинтересован в исходе дела. Они пояснили, что год назад Навальный писал на него заявления в СКР, требуя привлечь судью к ответу за то, что тот не стал рассматривать его жалобы. Однако просьба об отводе была отклонена.

Тогда защитники попросили отложить слушание, мотивируя свою просьбу тем, что еще не рассмотрена их жалоба на постановление следователя. Тот вынес их подзащитному предупреждение за то, что Навальный в январе ездил в Подмосковье, тем самым якобы нарушив подписку о невыезде. «Жалоба была подана еще 31 января, ее должны были рассмотреть в течение 5 рабочих дней, но она до сих почему-то не рассмотрена», — сообщила Ольга Михайлова. Однако судья откладывать слушание не стал и перешел к рассмотрению дела.

Следователь Роман Нестеров просил суд поместить Алексея Навального под домашний арест, отменив подписку о невыезде, которая была ему избрана 17 декабря 2012 года в рамках уголовного дела о хищении более 26 млн рублей у российской «дочки» французской компании Yves Rocher «Ив Роше Восток». По этому делу Навальный проходит вместе со своим родным младшим братом Олегом.

По версии следствия, в 2008 году братья Навальные убедили руководство фирмы заключить невыгодный договор на грузоперевозки с «Главным подписным агентством», которым руководил Навальный-младший. Как выяснил СКР, братья оказывали услуги по заведомо завышенной стоимости и не силами созданной Навальным фирмы, у которой для этого не было необходимой материальной базы, а с помощью другого транспортного предприятия, которым руководил знакомый Олега Навального. Полученные деньги были похищены. Также братьям вменили хищение средств у Многопрофильной процессинговой компании на сумму свыше 4 млн рублей и отмывание части похищенного. Обоим инкриминировали мошенничество в особо крупном размере, а также отмывание преступных доходов (ч.4 ст.159 и п. «а» ч.2 ст.174.1 УК РФ). Срок следствия по делу продлен до 13 июня. Однако основные следственные действия завершены, и с 2 декабря прошлого года обвиняемые знакомятся с материалами дела.

«Склонный к преступлению»

Настаивая на изменении Алексею Навальному меры пресечения, следователь апеллировал к тому, что Навальный дважды выезжал в Подмосковье без разрешения следствия, а 25 февраля получил 7 суток административного ареста за неповиновение сотрудникам полиции (ст. 19.3 КоАП) в ходе несанкционированного митинга на Манежной площади в поддержку участников «Болотного дела». (Днем раньше они были осуждены на срок от 3 лет и 3 месяцев лишения свободы до 4 реальных лет заключения).

Следователь отметил, что за прошедшие месяцы данные о личности обвиняемого изменились и стали только хуже: летом прошлого года Навальный получил пятилетний условный срок по так называемому «делу «Кировлеса», после чего его лишили адвокатского статуса. «В настоящее время он привлекается к ответственности за совершение преступления против собственности. Поведение Навального является преступным, он склонен к преступлению», — убеждал суд следователь.

Нестеров выразил возмущение тем, что, «вместо того чтобы знакомиться с делом», Навальный ходит по митингам, совершает административные проступки и «длительное время проводит в судах».

«Избрание иной, более мягкой меры пресечения, невозможно», — подытожил он.

Представитель СКР просил суд наложить такие запреты: запретить оппозиционеру покидать жилище без разрешения следователя, общаться с кем бы то ни было кроме адвокатов и близких родственников, а также получать и отправлять почтовые и телеграфные отправления, пользоваться услугами средств связи, включая Интернет.

Ходатайство о домашнем аресте нашло поддержку у прокурора.

«Великая оперативная работа ФСБ»

В свою очередь, Алексей Навальный и его адвокаты были категорически против его удовлетворения. Последние акцентировали внимание суда на том, что год назад руководитель следственной группы разрешил их подзащитному выезжать в Подмосковье, обязав Навального информировать о своем передвижении пост-фактум, но потом просто-напросто забыл об этом.

«Я на все спрашиваю разрешение. Мне нужно было поехать в Коломну в музей пастилы — я спрашивал разрешение», — подтвердил оппозиционер.

Доводы следствия он назвал «надуманными и противоречащими закону». «Единственная их цель — воспрепятствовать моей активной оппозиционной деятельности и коррупционным расследованиям», — сказал Навальный. Он также заявил, что ходатайство следствия направлено на то, чтобы помешать его «общественной деятельность перед грядущими выборами в Мосгордуму как официального лидера политической партии «Прогресс».

Блогер признался, что действительно дважды в январе этого года выезжал за пределы Москвы, о чем сообщал следователю. В первый раз — для того, чтобы навестить лежащего в реанимации отца, а во второй раз — чтобы провести в новогодние праздники время с женой и детьми в доме отдыха.

«Те факты, которые следствие предоставляет в качестве моих зловещих нарушений, это абсурд, — негодовал обвиняемый.Я на одну неделю уехал в Серпуховский район вместе с женой и детьми. Сейчас мне показывают справку аж контрразведывательного управления ФСБ и квитанцию о том, что я арендовал квадроцикл. Великая оперативная работа ФСБ! Да я сам сообщал об этом!»

Довод о том, что он «склонен к преступлениям», Навального также не смог выбить из колеи: «Да, я сейчас нахожусь в спецприемнике за совершение административного правонарушения. Но я был задержан незаконно! Есть видеозапись, которую просмотрели миллионы людей. К тому же решение суда не вступило в законную силу, я его обжаловал».

Навальный добавил, что приговор суда по «делу «Кировлеса» был вынесен «аж 18 июля прошлого года». «С тех пор ни одного факта, что я общаюсь со свидетелями, трачу похищенные миллионы и закапываю их в землю, нет», — заявил он. Оппозиционер также отверг довод следствия о том, что он тормозит процесс ознакомления с делом.

По его словам, скорость ознакомления с делом его и его адвокатов «фантастическая», и до настоящего времени они уже изучили 70 из 129 томов.

По словам обвиняемого, если ему запретят пользоваться средствами связи, то его общественная деятельность будет парализована, кроме того, он будет лишен возможности кормить свою семью.

О борьбе с коррупцией

«Фонд борьбы с коррупцией ведет большие расследования. Большинство жалоб в разные инстанции пишется от моего имени. Если я буду лишен возможности личного присутствия там, моя деятельность будет остановлена», — сказал Навальный.

Он просил суд расширить список лиц, с которыми он сможет общаться, сотрудниками фонда, людьми, с которыми он работает как индивидуальный предприниматель, няней, тещей и медработниками. Кроме того, Навальный просил разрешить ему ежедневные прогулки, отводить детей в школу, отмечаться у участкового и хотя бы раз в неделю навещать тяжелобольного отца.

«Если следствию не нравятся митинги, нет проблем — напишите, чтобы я их не посещал, и я не буду», — обратился к суду обвиняемый.

А его адвокаты предложили в качестве альтернативы домашнему аресту залог в полмиллиона рублей.

Однако следователь предложение о залоге не поддержал. При этом он не возражал против того, чтобы Навальный общался с представителями органов власти, медицинскими работниками и особенно тещей. А вот сотрудников Фонда борьбы с коррупцией он просил к Навальному не допускать, поскольку ряд из них проходят по делу о хищении у «Ив Роше Восток» как свидетели.

Без права на прогулки

Пробыв в совещательной комнате ровно час, судья ходатайство следствия удовлетворил, поместив оппозиционера под домашний арест до 28 апреля в его квартире в столичном районе Люблино. Мера пресечения начнет действовать после того, как Навальный 3 марта отбудет административный арест. Помимо всех ограничений, о которых просило следствие, Артур Карпов также запретил Навальному делать заявления в СМИ и не позволил гулять.

«По этому делу или вообще?» — не понял Навальный и завалил судью уточняющими вопросами о том, как ему соблюдать наложенные ограничения.

«Если я сейчас скажу, что считаю мое преследование незаконным, это будет нарушением?» — спросил он, и, получив отрицательный ответ, в который раз заявил, что цель домашнего ареста — помешать его антикоррупционным расследованиям.

«Фонд борьбы с коррупцией будет замечательно работать и без меня, он будет продолжать бороться с оккупационным режимом, как это было и раньше», — пообещал Навальный. А его адвокаты заявили, что намерены обжаловать решение суда.