Евросоюз обсуждает возможность предоставления Украине кредитов. Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. Ранее она встретилась с Юлией Тимошенко, поздравила с выходом на свободу и восхитилась ее мужеством.
В Европарламенте сообщили, что как только будет назначено правительство, Украина получит финансовую помощь в 20 млрд евро. По сути, это означает признание новых властей.
Мировые лидеры пока довольно сдержанно реагируют на происходящее на Украине. Известно, что накануне ситуацию в стране по телефону обсудили Владимир Путин и Барак Обама. Но никаких конкретных заявлений об итогах беседы не было. А премьер-министр Дмитрий Медведев накануне заявил, что на Украине общаться пока не с кем.
Отреагировала и Польша: власти страны предложили экспроприировать собственность сверженной украинской элиты, чтобы поддержать экономику страны.
Доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России, член совета ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш в эфире Business FM прокомментировал последние события вокруг Украины.
Демократическая Польша предлагает все отнять и поделить, как это уже было.
Кирилл Коктыш: Дело в том, что Польша хорошо понимает, что голодное войско нужно чем-то кормить. Традиционно в таких случаях войску давали три дня на разграбление. На сегодня возможности каким-то образом улучшить состояние тех, кто выходил на Майдан, улучшить экономическое положение даже только Западной Украины, не говоря про Восточную, особой нет. Бонусы, которые можно было бы раздать участникам Майдана, тоже по факту отсутствуют. Соответственно, остается искать вознаграждения за счет внутренних ресурсов, за счет поиска внутреннего, либо внешнего врага. Пока таким врагом будет, естественно, Янукович и элита. Вопрос, насколько хватит ее ресурсов для того, чтобы прокормить войско, поскольку очевидно, что запросы будут более существенные, чем то, что можно экспроприировать у бывших украинских экспроприаторов.
Как вы считаете, почему мировые лидеры молчат по поводу ситуации на Украине? Но вдруг почему-то решили сильно помочь деньгами, хотя раньше говорили, что ничего не дадут.
Кирилл Коктыш: Здесь тоже ситуация достаточно очевидная. Молчать сейчас — наиболее разумное решение. Выжидают, в какую сторону качнется маятник, поскольку качнуться он может в любую сторону. Да, это правда, что Тимошенко на сегодня является единственным политиком, который может сохранить под собой всю Украину, при всех ее чудовищно больших минусах. Все остальные политики способны держать Украину только как часть, и это будет означать угрозу раскола для Украины. С Тимошенко же такая надежда есть. Она может получить деньги Евросоюза, и таким образом выправить ситуацию.
Это — выбор лучшего варианта из худших. Просто нужно понимать, что выбирать особо не из чего. Левая революция, то есть фактически социалистическая революция, под правыми националистическими лозунгами — это очень тяжелый урон для всех, который не имеет какой-то понятной идеологической перспективы развития. А это значит, что достаточно высока угроза скатывания в элементарное мародерство и элементарный грабеж. То есть угрозы достаточно большие, и мало кто из сегодняшних революционеров знает, как дальше конвертировать революцию в мирный процесс или государственнический процесс. Поэтому тут понятно, что все выжидают, но, по крайней мере, единственный политик, который хоть что-то может сделать — это Тимошенко. И ей оказывается соответствующая поддержка, и это абсолютно понятно, и вполне резонно.
А можно ли говорить о том, что, скажем, Европа окончательно признала легитимность новой власти? И какая здесь позиция США?
Кирилл Коктыш:Нет, я думаю, что Европа будет выжидать до выборов, чтобы они все-таки имели более или менее мирный характер. По факту выборов можно что-то признавать. Никто не будет совершать ошибку, наступать на грабли. Поэтому здесь, я думаю, что все будут выжидать, включая те же США. Правда, у Штатов здесь немножко другие ставки. По вчерашней ситуации на бирже, Штаты докупили достаточно большое количество украинских долговых обязательств, и сейчас, пожалуй, они имеют даже не 80%, а может 85-90% украинских долговых расписок.Это значит, что Штаты вполне устроит сценарий дефолта Украины с последующим получением украинских активов по совершенно мусорным ценам. И эта игра кардинально отлична, и ставки кардинально отличны от тех, которые может сделать Европа, потому что Европе элементарно не нужна черная дыра, не нужно провалившееся государство на своих собственных границах. Естественно, Европе гораздо лучше и гораздо выгоднее удержать Украину, как единое целое, нежели смотреть на последующий раздел Украины с соответствующим пробуждением амбиций Польши, Венгрии, Чехии, и вытекающим очень тяжелым последствием для всего Евросоюза.
Госдеп США распространил заявление с призывом к России не вводить войска на украинскую территорию. Ранее вопрос о возможности ввода российских войск, правда, в Крым, еще в декабре задавали Путину, тоже американские журналисты. Россия в данной ситуации как будет действовать?
Кирилл Коктыш: Теоретическая вероятность существует всегда. Исключать ситуацию, при которой этот шаг потребуется, разумеется, нельзя. Здесь можно отметить достаточно остроумный ответ российского МИДа, который сказал, что Штаты хорошо рефлексируют свой собственный опыт ввода войск в различные территории.
Есть ли «красная черта»? В США любят говорить про «красную черту», заранее ее обозначая.
Кирилл Коктыш: На Украине может начаться гражданская война, а возможность сползания к гражданской войне достаточно высока, поскольку в «Правом секторе» оказалось достаточно большое количество элементарных уголовников. Сегодня один из героев правого сектора пришел на заседание городского совета Ровно с автоматом, и сказал, что так ему удобнее артикулировать свои требования. При этом он потребовал достаточно жесткой люстрации для «Партии Регионов» и для коммунистов. Понятно, что, если это станет трендом, то это не будет способствовать спокойствию и будет приносить совершенно обратные эффекты. Тогда могут быть перейдены все остальные «красные черты», и нам придется вспоминать «Белую гвардию» Булгакова.
Что будет с евроинтеграцией?
Кирилл Коктыш: Я думаю, что это вопросы даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, даже возврат к вопросу о подписании ассоциации — это будет вопрос достаточно длительного времени. Безумие сейчас включать потенциально проблемную страну в состав Евросоюза — весь Евросоюз станет дыбом. Для начала нужно будет дождаться результатов стабилизации, для начала нужно будет убедиться, что угроза гражданской войны прошла мимо. А дальше можно будет начинать трезвые, не эмоциональные обсуждения. Нужно понимать, что все заявления, которые делаются сейчас с любой стороны — это по большей части заявления с целью все-таки успокоить, снять внутреннюю истерику, которая присутствует в Украине у самых разных политических сил и конвертировать это хоть в какое-то рациональное русло, поскольку сегодня в мордобое в Украине не заинтересован никто.