«Болотное дело»: от условного срока до реального заключения
Почти все осужденные по «Болотному делу» уже отсидели половину назначенного сроки и в ближайшее время могут ходатайствовать об условно-досрочном освобождении
Читать на полной версииОт 3 лет и 3 месяцев лишения свободы условно до 4 реальных лет заключения получили сегодня по приговору Замоскворецкого суда Москвы восемь фигурантов дела о массовых беспорядках на Болотной площади Москвы в мае 2012 года. Они были признаны виновными в «участии в массовых беспорядках» и «применении насилия в отношении представителя власти» (ч. 2 ст. 212 и ч.1 ст. 318 УК).
Почти все осужденные уже отсидели половину назначенного срока и в ближайшее время могут ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Однако это произойдёт не раньше, чем их апелляционные жалобы рассмотрит Мосгорсуд. О намерении оспорить приговор в вышестоящей инстанции уже заявили защитники фигурантов.
Чтение приговора заняло два дня. Оно началось в минувшую пятницу, 21 февраля.
Работа над ошибками
Стражи порядка подготовились к приезду сочувствующих подсудимым еще более тщательно, чем на прошлой неделе. К полицейским теперь добавились десятки военнослужащих внутренних войск, которые стояли вдоль железных заграждений, установленных в сотне метров от здания. Въезд автотранспорта в Татарский переулок, ведущий к Замоскворецкому суду, перекрыли с помощью строительной техники. Вдоль улицы были припаркованы полтора десятка полицейских автобусов. Все эти повышенные меры безопасности были направлены на то, чтобы не допустить пятничной ситуации, когда у стен суда собрался тысячный митинг. В ходе него за нарушение общественного порядка задержали около 200 человек.
Сегодня же относительно близко к суду удалось подойти лишь трем сотням человек. Их выкрики «Свободу!» были хорошо слышны в зале, в котором на этот раз оказалось гораздо свободнее: туда пустили лишь «пишущих» журналистов. Многие репортеры остались на первом этаже, где была организована телетрансляция. Вместе с ними ждала исхода дела правозащитница Людмила Алексеева.
Тем временем за окном шли задержания. В полицейских автобусах оказалась половина митингующих, среди которых был оппозиционер Алексей Навальный.
Реакция «в состоянии аффекта»
А в это время судья приводила позицию фигурантов, озвучивая их показания. Ни один из них в ходе судебного процесса, который начался в конце июня прошлого года, вину не признал. Так, единственная подсудимая женщина, Александра Духанина (за время процесса она вышла замуж и сменила фамилию, став Наумовой), утверждала, что в ходе шествия оппозиции она оказалась внутри толпы, а когда ее начали сдавливать, хотела вырваться, но ее вместе с людьми протащило по Болотной площади. Девушка уверяла, что стражи порядки «наносили удары по всем, кто попадался у них на пути», она пыталась убежать, но ей этого не удалось.
Наумова заявила, что не помнит, что она делала. Примерно такой же позиции придерживались и другие фигуранты. Они уверяли, что лишь оборонялись от агрессивно настроенных полицейских, которые валили демонстрантов на асфальт и «жестоко избивали» их. Некоторые из подсудимых не скрывали, что вырывали у полицейских резиновые дубинки, но пояснили, что делали они это вовсе не для того, чтобы помешать им выполнять свой общественный долг, а для того, чтобы защититься от противоправных действий правоохранителей. Так, 23-летний выпускник Московского математического колледжа Андрей Барабанов настаивал, что в «состоянии аффекта» несколько раз лягнул сотрудника полиции Круглова, после того как полицейские порвали ему футболку и начали его бить. Барабанов объяснил свои действия «панической реакцией в ответ на случившееся событие». Он несколько раз извинился перед потерпевшим, но все же остался при своем мнении, что никакого физического насилия к Круглову он не применял.
«Несмотря на непризнание подсудимыми вины, суд считает ее установленной и доказанной», — пришла к выводу судья Наталья Никишина. Версию подсудимых она сочла надуманной и направленной на «смягчение участи за содеянное». «Их показания опровергаются показаниями потерпевших, которые подробно рассказали о причинённых им телесных повреждениях», — резюмировала судья. Она не поверила словам подсудимых, некоторые из которых заявили, что у них не теле остались следы полицейских дубинок. «Ни одного медицинского документа в подтверждение причиненных им травм суду не представлено», — опровергла она озвученные аргументы.
В основу приговора Наталья Никишина положила показания потерпевших, которыми были признаны 76 сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, а также один прохожий, на котором загорелись брюки.
Призывы «идти на Кремль»
Их слова рисовали совсем иную картину событий на Болотной площади 6 мая 2012 года во время согласованного с властями шествия оппозиции, прозванного «Марш миллионов». Из них следовало, что подсудимые пытались прорвать полицейское оцепление, выламывали куски асфальта и бросали их в стражей порядка, стаскивали бронежилеты и противоударные шлемы и щитки, отбирали радиостанции, распыляли перцовые баллончики, срывали погоны и жгли файеры, толкали на полицейских металлические барьеры и переворачивали биотуалеты. Под ноги стражам порядка летели ампулы с аммиаком.
«Толпа призывала «идти на Кремль». Люди прорвали оцепление и побежали в сторону Кремля, звучали лозунги против правительства и президента», — цитировала судья слова полицейских.
Один из них рассказал, что Андрей Барабанов при задержании упирался ногами, выкрикивал нецензурные слова и угрожал ему «снятием с работы», а также грозил «порезать». Другой посетовал, что юноша укусил его за бронежилет. А третий поведал, как Александра Духанина облила его из бутылки какой-то жидкостью. Кстати, согласно фабуле обвинения, девушка по активности ничем не уступала мужчинам: она «не менее восьми раз прицельно кинула в сторону полицейских камни и куски асфальтового покрытия, а потом пустые бутылки».
Оглашенные в суде результаты экспертиз показали, что в ходе столкновений с демонстрантами стражи порядка получили в основном гематомы и ушибы. Никаких серьезных травм у них не было, то есть подсудимые совершили «насилие, «не опасное для жизни и здоровья». Материальный же ущерб, нанесенный полиции в результате массовых беспорядков, составил сотни тысяч рублей. А замена асфальтового покрытия обошлась городу более чем в 28 млн рублей.
Напомним, что первоначально перед судом предстали 12 человек. Однако в декабре 2013 года четверо фигурантов попали под амнистию, объявленную в честь 20-летия Конституции, и дело против них закрыли.
В итоге на скамье подсудимых остались восемь человек: Андрей Барабанов, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Сергей Кривов, Алексей Полихович и Александра Духанина (ныне Наумова).
Итоги трехчасового чтения
Все они слушали приговор с видимым безразличием. Александра Наумова пыталась читать газету. В суд она пришла в сопровождении мужа, который ее постоянно подбадривал.
Спустя три часа судья объявила: «Вина подсудимых нашла свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства, обоснована и доказана. Оснований для признания недопустимыми каких-либо доказательств не имеется».
Она не приняла доводы защиты о том, что в действиях подсудимых отсутствовал состав преступления и что они были фактически дважды привлечены к ответственности за одно и то же деяние, ведь раньше против них завели административные дела за неподчинение сотрудникам полиции.
Она отметила, что своими действиями фигуранты «поставили под угрозу жизни большого количества людей».
Положительные характеристики и маленькие дети
Единственный гражданский иск, заявленный к подсудимым в рамках уголовного дела Управлением МВД на транспорте о ЦФО на сумму 43 тысячи рублей, она оставила без рассмотрения. Полицейские пытались взыскать с подсудимых стоимость пяти утерянных в ходе беспорядков резиновых палок и двух радиостанций. Однако судья решила, что полиции нужно уточнить расчеты и оставила за ней право обратиться в суд за возмещением ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
При назначении наказания судья учла характер и степень общественной опасности содеянного подсудимыми, а также проанализировала многочисленные характеристики с места работы, учебы и жительства.
Отягчающих обстоятельств судья не нашла, а к смягчающим отнесла наличие у двух из подсудимых — Белоусова и Савелова — малолетних детей. Кстати, о студенте 4-го курса факультета политологии МГУ Ярославе Белоусове исключительно положительно отзывались не только его сокурсники, но и профессорско-преподавательский состав вуза. У юноши оказалось заболевание зрения и другие проблемы со здоровьем.
Все это дало судье основание назначить Белоусову и Савелову наказание ниже низшего предела по статье «участие в массовых беспорядках». Однако она пришла к выводу, что исправление без изоляции от общества возможно только у Александры Духаниной, с момента возбуждения дела она ни в чем предосудительном замечена не была и вела себя примерно.
Поэтому после оглашения приговора Александра Духанина отправилась домой, получив 3 года и 3 месяца лишения свободы условно.
Ярослав Белоусов был приговорен к 2,5 годам лишения свободы, Артему Савелову суд дал на два месяца больше — 2 года и 7 месяцев. Степан Зимин, Алексей Полихович и Денис Луцкевич были осуждены на 3,5 года колонии каждый. Андрей Барабанов получил срок в 3 года и 7 месяцев лишения свободы. Больше всех суд дал Сергею Кривову — 4 года заключения. По приговору суда все осужденные будут отбывать срок в колонии общего режима.
Право на УДО
Впрочем многие могут туда и не доехать. Дело в том, что большинство фигурантов уже отсидели половину назначенного им наказания в ходе следствия и судебного процесса и могут уже сейчас претендовать на условно-досрочное освобождение. Однако подать соответствующее ходатайство им удастся только после того, как их приговор вступит в законную силу — когда их апелляционные жалобы рассмотрит Мосгорсуд.
Адвокаты осужденных уже заявили, что намерены оспорить приговор в суде второй инстанции. «Во-первых, мы считаем, что подсудимые невиновны, а во-вторых, если мы не сделаем этого, то потеряем право обратиться потом в Европейский суд по правам человека», — объяснил защитник Ярослава Белоусова Дмитрий Аграновский.
Он считает, что приговор суда является «чрезмерно суровым, несправедлив и дискредитирует государство, однако признал, что «могло быть и хуже». «Разве это справедливо, что за криво брошенный в сторону полиции лимон Белоусов получил 2,5 года лишения свободы?» — возмутился защитник.
Он надеется, что апелляция если не отменит приговор суда, то значительно снизит назначенное подсудимым наказание. Аграновский считает, что вероятность этого составляет «больше 50%».
Покидая суд, защитники продолжали утверждать, что никаких «массовых беспорядков» 6 мая 2012 года на Болотной площади не было. «Это теперь стало еще более очевидно, если сравнить случившееся на Болотке с событиями, которые сейчас разворачиваются в Киеве», — говорили они.