«Государство вправе знать конечного бенефициара. В каком-то «сером» или «черном» офшоре сидят настоящие владельцы, которых никто не знает, и они не хотят показываться. И вот это всегда вызывает подозрение и вопросы», — заявил Владимир Путин.

Таким образом, президент формулирует основные требования к объявленной им деофшоризации. Глава РСПП Александр Шохин говорит о том, что бороться надо не только с теми, кто прячется в офшорах, но также и с условиями, которые вынуждают предпринимателей прятаться, уходить из России.

В частности, из-за несовершенства судебной системы российской федерации, у многих возникают желания проводить сделки по британскому праву. Если бы в России был идеальный инвестиционный климат, то зачем тогда куда-то бежать. И еще один принцип — плати налоги в России, инвестируй в страну, приноси пользу. И тогда можно и простить офшорный статус, отмечает Шохин.

Российский союз промышленников и предпринимателей готовит свои предложения по деофшоризации российской экономики. Документ будет готов к маю. Об этом на встрече с Владимиром Путиным и рассказал Шохин.

Александр Шохин
Глава РСПП
«
Мы сейчас готовим предложения по деофшоризации российской экономики, это был один из ключевых элементов экономической части вашего послания. И мы считаем, что было бы правильно — реализовать подход, который образно сформулировали регистрирующие, где хочешь, на деньги России».

Но, судя по всему, в Кремле несколько другое видение. Власти нужно знать — кто владеет компаниями, кому, в конце концов, выделять господдержку, да и с кого спросить в случае чего. Самая громкая история, когда всем миром искали владельцев аэропорта «Домодедово». Несколько лет не могли найти. И потом, разные злоупотребления, махинации.

Владимир Путин
«
Если компания зарегистрирована в офшоре и на что-то претендует, на какую-то поддержку со стороны государства, государство вправе знать конечного бенефициара. Это чрезвычайно важная вещь — конечный бенефициар, кто владелец компании. А то ведь она может быть зарегистрирована на Кипре, но на самом деле в каком-то «сером» или "черном" офшоре сидят настоящие владельцы, о которых никто не знает, и они не хотят показываться. Второе — возникает много различных схем, и вы об этом тоже знаете. Допустим, дочерняя компания дает своей материнской компании заемные средства, эти заемные средства потом облагаются не по российскому налоговому праву, а по офшорному, по пониженным ставка, дивиденды облагаются по пониженным ставкам ».

Деофшоризация — одна из главных тем президентского послания Федеральному собранию в разделе "бизнес". Предпринимателей смущает размытость формулировок: кого считать офшорной компанией и что за это будет.

Сверху дано указание — заинтересованным институтам готовить предложения. Понятно, что РСПП — организация, которая призвана защищать бизнес, подготовит наиболее мягкие тезисы. Понятно, что будут и более жесткие от других ведомств. Ну а далее — чьи лоббисты сильнее. Возможно, в итоге появится некий симбиоз. Но очень может быть, что согласование надолго затянется и это, по-своему, всех устроит. И борьба с офшорами идет и ничьи интересы особо и не страдают.