В ходе недавней мюнхенской международной конференции по безопасности министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф выступил с сенсационным заявлением. Массовое уничтожение евреев нацистским режимом Германии было «трагически жестоким и такое не должно повториться», сказал он. Впрочем, позднее МИД Ирана уточнил, что это заявление никоим образом не затрагивает отношения к текущей политике государства Израиль.

Теперь же мы видим выступление Хаменеи перед военными, которые, вытянувшись по струнке и взяв под козырек, не шелохнувшись, выслушивали размеренную 38-минутную речь духовного лидера, выдержанную в духе абсолютного изоляционизма.

Постоянные колебания между ультраконсервативным и относительно либеральным курсом типичны для последних десятилетий.

Есть мнение, что теперь у иранских либералов больше, чем когда-либо, шансов влиять на политику.

Алексей Малашенко
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН
«
В Иране все время есть баланс между ультраконсерваторами или просто консерваторами, которых иногда считают либералами. Для Ирана характерен термин «либеральный консерватор». Нынешний президент Роухани может быть отнесен к такому разряду людей. Сейчас даже появился термин «иранская перестройка». Ультраконсерваторы будут этого опасаться — Роухани для Ирана решительно действует, смело выступает. На Западе насчет Роухани существует позитивная надежда».

Окончательный этап переговоров по ядерной программе Ирана должен стартовать в Вене 18 февраля. Промежуточный договор, подписанный в ноябре прошлого года, вселяет надежду на то, что Иран бесповоротно откажется от планов создания бомбы. Если это произойдет, то нет сомнения, что иранское углеводородное сырье начнет поставляться на внешние рынки в гораздо больших объемах, чем сейчас.

Михаил Крутихин
Партнер консалтинговой компании RusEnergy
«
Уже есть газопровод мощностью примерно 10 млрд кубометров в год, по которому Турция спокойно получает газ из Ирана. Это может повлиять на планы Турции получать больше газа из Ирана, может быть, расширив коридор для дальнейшего реэкспорта в сторону Европы. Иранцы уже начали строить новые ветки трубопровода в сторону турецкой границы, и если пойдет к расширению, то они могут сделать это в течение года».

В случае с Иранским газом в краткосрочной перспективе речь идёт о сравнительно небольших объемах. Однако общее изменение обстановки в регионе может сказаться на росте поставок газа в юго-восточную Европу через Турцию из иракского Курдистана. Там потенциал экспорта больший — порядка 30 млрд кубометров в год.

Поэтому, согласно недавним прогнозам Международного энергетического агентства, несмотря на ожидающийся общий рост мирового потребления нефти и газа, в случае снятия санкций и полноценного доступа на международный рынок энергоносителей из Ирана, цены на нефть в ближайшие три года могут упасть до отметки в 89 долларов за баррель.