Симоновский суд Москвы сегодня приступил к рассмотрению уголовного дела бывшего члена совета директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Елены Котовой и ее знакомого, бывшего старшего вице-президента банка ВТБ Игоря Лебедева. По версии следствия, Котова и ее сообщник вымогали у предпринимателя и экс-члена Общественной палаты Сергея Черникова «откат» в 1,4 млн евро за помощь в выделении фирме CanBaikal Resources крупного кредита. Подсудимые вину не признали.

Оба фигуранта с самого начала следствия находились под подпиской о невыезде. Суд менять меру пресечения подсудимым не стал.

Нефтяной кредит

Согласно фабуле обвинения, которую сегодня озвучил прокурор, преступление было совершено в 2009-2010 годах на территории России и Великобритании. Тогда Котова занимала должность директора от Российской Федерации, Белоруссии и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития, а также являлась членом совета директоров ЕБРР. Она потребовала от бывшего члена Общественной палаты, проживающего в Лондоне члена совета директоров нефтедобывающей канадской компании CanBaikal Resources Сергея Черникова перевести на счета одной из офшорных фирм 1 млн 425 тысяч долларов. За эту сумму Котова якобы обещала положительно решить вопрос о выделении ЕБРР фирме крупного кредита в размере 95 млн долларов США. Полученные средства фирма планировала вложить в разработку нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе.

По версии обвинения, Игорю Лебедеву была отведена роль переговорщика: «Он поддерживал двустороннюю связь между Котовой и компанией-заемщиком, а также озвучивал условия и гарантии описанной «сделки». Довести свой преступный умысел до конца Котова и Лебедев не смогли: Черников обратился в службу внутреннего контроля ЕБРР. Собранные материалы легли в основу уголовного дела, которое было возбуждено в декабре 2010 года Скотленд-Ярдом (по некоторым данным, на сегодняшний момент оно закрыто — BFM.ru ). А в феврале 2011 года аналогичное дело завели и в России.

Действия Котовой Следственный департамент МВД квалифицировал как покушение на коммерческий подкуп, сопряженное с вымогательством (ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ). Игорю Лебедеву вменили пособничество в совершении этого преступления (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ).

Эта статья предусматривает наказание на срок до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Фигуранты не поняли обвинения

После того как прокурор выступил, Елена Котова заявила, что не признает свою вину. «Я полностью отрицаю какую-либо вину и какие-либо уголовные деяния», — заявила подсудимая. Аналогичную позицию высказал Игорь Лебедев. Последний заявил, что ему вообще неясно, в чем его обвиняют, а его адвокат потребовал разъяснить предъявленное ему клиенту обвинение.

Однако тот не стал этого делать, заметив, что «все написано в обвинительном заключении». Его поддержал судья Андрей Гуров, который указал, что в обвинительном заключении содержится информация о времени, месте и способе преступления.

Впрочем адвокаты не разделяли эту точку зрения, заявив, что обвинительное заключение должно быть четким и ясным, а в зачитанном документе содержится масса противоречий.

Защита: «Котова даже если бы и хотела, то не смогла»

По мнению адвоката Котовой Артура Басистова, его клиентка вообще не является «субъектом преступления», предусмотренного статьей 204 УК, поскольку ЕБРР — это «публичная межправительственная, а не частная организация». «А следователи даже не утруждали себя уточнением статуса ЕБРР и самой Елены Викторовны», — заявил BFM.ru адвокат. Он утверждает, что Елена Котова не совершала никаких противоправных действий, которые можно было бы расценивать как «коммерческий подкуп» и что в деле нет доказательств того, что она совершила или собиралась совершить какие-либо действия в интересах частных лиц или компаний. По словам Басистова, Котова являлась обычным членом совета директоров ЕБРР и не могла влиять на принятие советом директоров решения о выделение кредита. «Страновой» директор ЕБРР, которым она была, — фигура несамостоятельная. Он действует, голосует в соответствии с инструкциями, которые ему предоставляют Минфин и Минэкономразвития. То есть как ей бы сказали, так бы она и проголосовала. Котова даже если бы и хотела, то не смогла повлиять на выделение кредита», — отметил защитник.

По его мнению, ряд доказательств, положенных в основу обвинения, были получены «не вполне законным путем». Это относится к аудиозаписям телефонного разговора Черникова с Котовой, которые сделали сотрудники ЕБРР. «По закону оперативные действия должны проводить сотрудники правоохранительных органов с санкции суда, а не частные лица», — подчеркнул Басистов.

Он заявил, что намерен добиваться вынесения своей подзащитной оправдательного приговора. При этом защитник не исключил, что уголовное дело против его клиентки могло стать «результатом внутрикорпоративной провокации»: на момент его возбуждения Котова претендовала на вакантную на то время должность заместителя президента ЕБРР.

Дело творчеству не помеха

Процесс продолжится 12 февраля. Ожидается, что в этот день суд заслушает первых свидетелей. Всего их в деле более двух десятков. Среди них есть и топ-менеджеры ЕБРР. Адвокаты фигурантов сообщили, что будут настаивать на их личной явке в суд, поскольку некоторые из них были допрошены российским следователем на территории Великобритании, что, на их взгляд, не соответствует закону. Показания же сотрудников ЕБРР «существенно исказили в обвинительном заключении».

По прогнозам участников процесса, с учетом того что судья планирует слушать дело раз в неделю, разбирательство может занять не менее трех месяцев.

Кстати, сама Елена Котова с момента возбуждения уголовного дела, которое привело к ее увольнению с высокой должности, времени зря не теряет. Уже вышли три ее художественных романа. И готовится к выходу четвертый.

Читайте также: Адвокат Котовой: «Расследование находится под влиянием международной политики»