Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что ослабление рубля — это временное явление. А министр экономического развития Алексей Улюкаев советовал населению хранить сбережения в национальной валюте.

Правительство не против постепенного ослабления рубля, но радикальных движений не планировало. Так считает председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин:

«
Я не думаю, что это сознательная политика, потому что экономисты в правительстве хорошо понимают, что всякое серьёзное отклонение курса от фундаментального — это вред. Если рубль сильно укрепляется, это тормозит конкурентоспособность и рост промышленности. Если рубль, наоборот, ускакивает в девальвации вперёд, то это просто вызовет, во-первых, рост инфляции и рост издержек».

Стечение обстоятельств. ЦБ объявил о постепенном переходе к свободному курсу рубля, чтобы в дальнейшем заниматься только регулированием денежной массы и процентных ставок. Давно ожидавшийся шаг вперед. Но начало реализации новой стратегии совпало с крайне невыгодным моментом в мировой конъюнктуре. После решения ФРС США о дальнейшем сокращении программы количественного смягчения усилилось бегство капитала с развивающихся рынков. Как следствие — начали дешеветь национальные валюты этих стран.

Евгений Надоршин
Главный экономист «АФК Система»
«
Рубль не единственная валюта, которая атаке подвергается. Если вы посмотрите, вниз шли бразильский реал, мексиканский песо, южноафриканский ранд, существенный перечень валют. Если вы посмотрите на динамику рубля и динамику других валют, они движутся в одном направлении, в последние несколько дней рубль даже чуть-чуть опережал, несмотря на то, что ЦБ пытался сопротивляться этому, тем не менее принципиально картина не меняется».

В сложившейся ситуации действия регулятора все эксперты признают неудачными. ЦБ, вопреки ранее сделанным заявлениям, вернулся к активным интервенциям. И одновременно каждый день расширял границы валютного коридора, причем сразу на 25 копеек вверх, давая тем самым сигнал спекулянтам, что можно играть на ослабление рубля. Брокерам, которые совершают по несколько сделок в день, это приносит хороший доход. Это то, что называется спекулятивной атакой.

Юлия Цепляева
Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка
«
Сейчас уже не имеет смысла ссылаться на глобальные тенденции. Действительно, распродажа коснулась всех развивающихся рынков, но валюты идут по-разному. И Россия, с профицитом счёта текущих операций, могла бы показать гораздо большую устойчивость, если бы действия Центрального банка были бы достаточно последовательными».

Рано или поздно спекулятивный пузырь сдувается. Коррекция неизбежна — с этим тоже согласны все опрошенные Business FM эксперты. А вот насчет ее сроков и глубины оценки разные.

Евгений Надоршин считает, что рубль начнет укрепляться не раньше второй половины года либо вообще в следующем году. Юлия Цепляева не исключает, что в ближайшие недели курс российской валюты вернется до уровня 33 рубля за доллар. У главного экономиста по России и СНГ Bank of America Merill Lynch Владимира Осаковского прогноз другой:

«
Думаю, что в первом квартале этого года реальная стоимость рубля в районе где-то 33.50 к доллару. В дальнейшем в принципе можно ожидать его некоторого ослабления. Наш прогноз на конец года — 34.50».

Есть еще один фактор, который может повлиять на курс рубля. Например, Олег Вьюгин не исключает, что политическое руководство может потребовать от ЦБ принять меры, чтобы прекратить падение российской валюты.