Черкизовский рынок обрастает последствиями
На минувшей неделе бывшие торговцы рынка провели как минимум два митинга и написали коллективное письмо президенту России. Общественная палата проводила специальные слушания. А предприниматели ищут места на других рынках
Читать на полной версииКонфликт вокруг Черкизовского рынка не утихает. На минувшей неделе бывшие торговцы провели как минимум два митинга и написали коллективное письмо президенту России. Вчера общественная палата проводила специальные слушания. Тем временем, предприниматели с Черкизовского ищут места на других рынках столицы.
Золотого муравья больше нет, говорят предприниматели из Китая. Муравьем они прозвали Черкизовский рынок в честь его фактического владельца, президента группы АСТ Тельмана Исмаилова. Муравей по-китайски звучит похоже: «и чжи маи». По разным подсчетам, закрытие рынка может оставить без чашки риса около 80 тысяч китайских коммерсантов. А известие об обнаружении в контейнерах рынка китайской контрабанды на 2 млрд долларов стало едва ли не самой популярной темой для азиатских СМИ. Они же писали, что товара от восточных соседей намного больше, на 5 млрд долларов — это общий объем китайских товаров. 2 млрд составляют совокупные потери бизнесменов из Поднебесной, подсчитали в столичном бюро по правам человека.
По рассказам отечественных продавцов с Черкизовского, китайцы самые богатые. Их и закрытие рынка затронуло меньше всего, потому что деньги позволяют переехать на другие торговые точки.
Владелица торговой марки льняной одежды «Кулирка» Ирина рассказала Business FM, что торговцы пытаются уйти на другие рынки. «Люди идут в Лужники, но там все выкуплено китайцами и вьетнамцами, тогда они идут в Люблино, но и там тоже все выкуплено китайцами и вьетнамцами. Обычная палатка на этих рынках стоит 2,5 тысячи, плюс полторы тысячи склад. И это все не в долларах, а в евро, а еще надо 500 евро заплатить таджику, чтобы он палатку собирал и разбирал».
Павильон в Лужниках стоит уже 45 тысяч евро, плюс к этому за аренду надо заплатить за полгода вперед. По официальным данным, в Лужниках уже разместились 450 предпринимателей с Черкизовского. В три раза больше — в торговом комплексе Московский. Арендаторы рынка Садовод всерьез беспокоятся, что бывшие черкизовцы поедут и к ним. В Роспотребнадзоре такой вариант не исключают, а тем временем на территории так называемой Птички уже стоят китайские контейнеры, правда, пока их мало и все они пустые.
Эксперты прогнозируют, что вслед за торговцами с Черкизовского на другие рынки переедут и цеха. Владимир, владелец фирмы по производству футболок, рассказал Business FM следующее: «Черкизово — это автономный город, там все внутри производилось. Это место дешевых материалов — китайских и узбекских».
Тем временем, глава Минпрома Виктор Христенко обвинил челноков в тяжелом состоянии российской легкой промышленности. Так что вещевые рынки будут закрывать и дальше. Бюджет тоже терпит убытки, по данным РСПП, государство из-за нелегального импорта и подпольных производств только текстильной продукции ежегодно недополучает 800 млрд рублей. Другой вопрос, что большинство опрошенных отечественных производителей реализовывали товар именно на вещевых рынках.
В частности, председатель комитета по бизнесу и экономике федерации мигрантов России Эль Аараби Рашид в интервью Business FM рассказал, что товар на Черкизовском принадлежит и российским производителям, которые его отдают на рынках на реализацию. «Там попали не только люди, которые живут на рынке, там попали и те, у кого свои цеха, которые работают в Подмосковье, Иваново и т. д. Все эти цеха остановились, они не знают, где реализовать товар, они не могут даже взять деньги за тот товар, которые они отдали на рынок. А без денег они не могут продолжать деятельность».
Владелица торговой марки льняной одежды Ирина взяла кредит, купила оборудование и только-только хотела расширять производство. А теперь ей пришлось отправить всех своих 17 сотрудников в вынужденный отпуск. «Ткани мы берем российские. Но сейчас производство просто встало, то есть получилось так, что мы отшили товар, а люди даже не могут выплатить нам деньги за работу».
Большинство экспертов уверено: ликвидация вещевых рынков не станет катализатором для отечественной легкой промышленности. Зато дефицит некоторых товаров может проявиться уже в ближайшее время. Производство в России дороже, чем в Китае. Поэтому многие российские компании шьют свою одежду в том числе в Китае или в Индии. В краткосрочной перспективе это приведет и к дефициту, и к некоторому удорожанию дешевой продукции, но, с другой стороны, это обеспечит в том числе пополнение бюджета, потому что, возможно, снизится количество контрафакта и уменьшится теневой оборот.
Впрочем, пополнение бюджета уравновесит отток налогов. По прогнозам экспертов, множество мелких предпринимателей по всей стране из-за закрытия Черкизовского рынка если и не разорятся, то, по крайней мере, приостановят свою деятельность. Закупать товар им пока больше негде, тем более, по прежним ценам, потому что, к примеру, в Лужниках они существенно выше из-за большей стоимости аренды мест.
Закрытие рынка — попытка власти, по утверждению некоторых чиновников, бороться с контрафактом и нелегальным оборотом на вещевых рынках. Некоторые эксперты при этом сомневаются, что вся эта нелегальная сеть не будет достаточно быстро восстановлена где-то в другом месте. Но во всей этой истории есть противоречия, ведь на Черкизовском работала масса легальных поставщиков. Там закупало товар множество мелких предпринимателей со всей страны, и сможет ли вместо Черкизовского рынка появиться что-то другое, что будет поддерживать такие же обороты и на том же уровне, — спорный вопрос.
О том, что теряют с закрытием Черкизовского рынка российские мелкие и средние производители товаров легкой промышленности, в интервью Business FM рассказал производитель спортивных костюмов, предприниматель Андрей Васильев, который реализовывал здесь свою продукцию.
— Какие объемы вы потеряли с закрытием рынка?
— Во-первых, в контейнере очень много товара зависло, на 5 миллионов рублей, как минимум. И плюс, летний товар — шорты, бриджи. Лето ведь уходит, до следующего года товар этот теперь лежать будет. На следующий год будут новые модели, а этот товар буду распродавать даже дешевле, чем производил.
— Куда вы денете зависший товар? Не проще его отдать каким-то оптовикам за полцены?
— А где эти оптовики, где их найти? Их нет. Мы переехали в Лужники, но там условий вообще никаких. Новый АСТ (один из рынков, входящих в комплекс Черкизовского, где работали в основном отечественные производители, — Business FM) — это был рынок для торговли оптом. Только из Великих Лук там порядка 18 контейнеров — это спортивная одежда, куртки и т. д. Ведь в Великих Луках швейное производство развито очень сильно.
А потери еще впереди. Это просто снежный ком. Сейчас, пока еще лето, нас оптовики, наверное, найдут — те, что перед школой закупают костюмы. А на зиму вообще неизвестно, что будет.
— Вы упомянули Великие Луки. Сколько там людей оказалось под угрозой потерять работу?
— Как минимум, тысяч 15. Моему цеху повезло, все сейчас в отпуске. Но 20 июля они выходят на работу, и я не знаю, что с ними будет дальше.
— Вы их отправите обратно в отпуска?
— Все будет зависеть от сбыта продукции. Цепочка порвана из-за закрытия рынка. Сейчас мы кое-как выживаем в Лужниках, но там палаточка 2 на 2 метра — аренда непомерная. А в такой точке невозможно продавать прежние объемы. Они уже уменьшились процентов на 50.
— Как быстро вы сможете восстановиться после всего этого?
— Восстановится можно только в случае, если открыть новый АСТ, хотя бы на какое-то время. И на это время дать нам кусок земли, чтобы отстроить точно такой же рынок, пуская для российского производителя, именно для российского производителя. Пускай он будет даже около МКАДа. Черкизовский рынок расположен не на месте, там должен быть парк.
— Повысятся ли при этом затраты на логистику? Как вы будете восстанавливать все цепочки?
— Сейчас я даже не представляю, как все восстановить. Через Лужники невозможно. Если честно, я просто в растерянности.
— Что больше повлияло на ваш бизнес: мировой финансово-экономический кризис или закрытие Черкизовского рынка?
— Я могу сказать, что в связи с мировым кризисом мы цены не повысили, хотя все подорожало: материалы, фурнитура. Мы за счет этого даже наработали новых оптовиков, которые перешли с турецкого товара на наш. Мы выживали нормально.
— То есть мировой кризис вам сыграл на руку?
— Можно и так сказать. Наши швеи, например, не понимали, о каком таком кризисе все говорят. Они вовремя получали зарплату, на производстве все было в порядке.
— Сокращали ли им зарплату?
— Наоборот, повышали.
— А теперь что?
— Сейчас я не знаю, что будет, не могу предсказать.
Таким образом, закрытие Черкизовского рынка негативно сказалось на региональных производителях. Еще один пример: цеха обувщиков в Ростове остановились — покупателями их продукции были мелкие коммерсанты со всей России. Представитель ростовских фабрик Сергей рассказал Business FM, что 80% продаж десяти ростовских фабрик приходилось на два рынка в Черкизове: АСТ и СДЛ. «Эти два рынка снабжали не только товарами китайского легпромома. Та небольшая часть, что производится в России, ее оборот шел в основном через эти два рынка. И если их сейчас резко закрыть, то, конечно, очень многие предприятия легкой промышленности окажутся в тяжелом положении, потому что у них пропадает реальный рынок сбыта, нарушатся связи, которые нарабатывались годами».
Китай уже проявил некоторую активность в отношении своих предпринимателей на Черкизовском. Официальный представитель Министерства коммерции КНР Яо Дзянь выступил с соответствующим заявлением. То есть в Пекине беспокоятся, что товар пропал, пытаются участвовать в процессе.
Готовы ли российские организации бизнеса, в частности, «ОПОРА России» вмешаться и защищать интересы отечественного предпринимателя? С таким вопросом Business FM обратился к вице-президенту «ОПОРА России» Владиславу Корочкину:
— Представители Азии, действительно, уже нашли места на других рынках, потому что они лучше организованы по сравнению с нашими товаропроизводителями. Это та вечная проблема, о которой мы не перестаем говорить: инфраструктура создается самим производителем. Тем не менее, мы тоже проявили некоторую активность. Многие члены нашей организации являются клиентами Черкизовского рынка — они закупали здесь товар для торговли в регионах, на рынках Москвы и Подмосковья. Есть в организации и те, кто там торговал. Первая просьба — это то, в чем должны участвовать общественные организации и «ОПОРА России» — к администрациям других рынков Москвы и области: внимательно относиться к соблюдению Федерального законодательства, не давать места тем, кто не имеет российского гражданства. Эта просьба связана с проблемой дефицита мест в Лужниках, возникшей именно из-за такого нарушения.
Сейчас сами предприниматели стали формировать своеобразные летучие группы для наблюдения за тем, что происходит. Участники этих групп говорят о том, что сплошь и рядом встречаются люди, у которых по три паспорта с российским гражданством, им выдается 70-80 торговых мест, а администрация рынков, грубо говоря, это все прикрывает.
— Где так делают?
— Конкретно: вчера это было в тех же Лужниках, когда при проверке ОМОНа администрация буквально бегом предупредила торговцев, и из 70 торгующих вьетнамцев остается только трое. Так что есть Федеральный закон, который нужно соблюдать более внимательно с точки зрения сдачи торговых мест, потому что он устанавливает лимиты именно для российских граждан.
— Не окажется ли тотальная ликвидация Черкизовского рынка слишком сильной мерой?
— Тотальная ликвидация — да, это чрезмерно, потому что сейчас, когда мы начинаем разбираться в ситуации, выясняется, что Черкизовский рынок — это обобщенное понятие. Это целая группа предприятий. На некоторых из них 90% товара или даже больше, возможно, представляет серый импорт. Но тот же новый АСТ — это рынок, на котором продавался в основном российский товар с фабрик из Подмосковья, Перми, Иваново, Тамбова и других городов и регионов.
— Вы говорили о том, что слишком мало активности проявляют сами российские предприниматели? Какой должен быть их следующий шаг?
— Коль скоро тот самый новый АСТ может быть пространственно ограничен и там есть своя администрация, его надо хотя бы временно открыть, учитывая, что именно российских производителей там было 95%. Это, кстати, именно та просьба, которую изложили в письме президенту Медведеву предприниматели Черкизовского рынка.
— То есть «ОПОРА России» эту просьбу поддерживает?
— Мне кажется, она очень разумна. Вторая, с которой надо обратиться к правительству РФ, — вынести всю эту оптовую торговлю куда-то поближе к МКАДу. Если торговцев несколько сотен, надо выделить им участок земли, перенести туда контейнеры.
— Вы считаете это возможно?
— Я думаю, при желании все возможно. Россия большая, и в условиях кризиса это грамотное и политическое, и экономическое решение. Надо просто приложить некоторые усилия и найти эту возможность.
Общественная палата вчера проводила слушания, обсуждалась ситуация вокруг Черкизовского рынка. Столичные власти признают, что не просчитали все последствия закрытия. Заместитель главы управления Роспотребнадзора Сергей Фокин так описывает ситуацию: «Назрел момент, когда надо было решать в корне, и, наверное, я соглашусь с мнением, что, может быть, городские власти и мы вместе с ними недостаточно четко проработали последствия — что будет дальше с этим закрытым рынком».